Власти запланировали ввод моратория на валютные нарушения для бизнеса
Освобождение от ответственности в условиях санкций должно действовать до конца годаПравительство планирует освободить россиян и российские компании от ответственности за нарушения валютного законодательства в 2022 году. Такое заявление сделал замглавы Минфина Алексей Моисеев на круглом столе комитета Госдумы по финансовому рынку, передает корреспондент РБК. Согласно поправкам, разработанным ведомством (есть у РБК), освобождение будет действовать с 23 февраля по 31 декабря 2022 года и распространится как на невозврат валютной выручки, так и на куплю-продажу валюты, минуя банки. Если норма будет принята, она позволит сократить количество непроизвольных нарушений, считают эксперты.
Детали инициативы
Мораторий на применение административной ответственности по валютным нарушениям может быть принят Госдумой до конца весенней сессии, допустил Моисеев.
«Cейчас правительством были разработаны поправки, я надеюсь, что они будут внесены на следующей неделе в Государственную думу и что Государственная дума успеет их принять, которые вводят мораторий на применение норм Кодекса об административных правонарушениях в части валютных правонарушений в тех случаях, если такие нарушения связаны с невозможностью исполнения. Причем не только к санкционным компаниям, но и в целом, потому что компания может показать, что платеж должен прийти, но не пришел. И тогда просто вводится мораторий до конца 2022 года», — пояснил замминистра.
Согласно тексту проекта поправок, разработанных Минфином (есть в распоряжении РБК, их подлинность подтвердил источник, знакомый с документом), мораторий предлагается ввести на период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года в отношении следующих частей статьи 15.25 КоАП, посвященной нарушениям валютного законодательства:
- осуществление незаконных валютных операций (купля-продажа иностранной валюты, минуя банки, перевод денежных средств без открытия банковского счета и т.д.);
- нерепатриация валютной выручки;
- невыполнение обязанностей по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору;
- невозврат средств за неввезенные в Россию товары или услуги зарубежного поставщика.
Сегодня эти нормы распространяются как на физических, так и юридических лиц.
Поправки должны были быть рассмотрены на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности 20 июня, однако в последний момент были исключены из повестки, рассказал источник РБК. Против введения моратория ранее выступала ФТС. Бизнес, напротив, его поддерживает. Отменить до конца года ответственность за нарушения валютного законодательства для добросовестных резидентов, подпавших под действие обстоятельств, связанных с санкциями, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) просил правительство еще в марте 2022 года. В письме к первому вице-премьеру Андрею Белоусову (есть у РБК) глава союза Александр Шохин указывал, что такое послабление снизит риски дестабилизации положения российских компаний.
Законопроект о смягчении ответственности за валютные нарушения был принят Госдумой в первом чтении в апреле. Он сокращает размер административных штрафов за незаконные валютные операции с действующих 75–100% от их суммы до 20–40% и с 3–10 до 3–5% за нерепатриацию экспортной выручки по рублевым внешнеторговым договорам.
Бенефициары моратория
Нынешнее состояние на валютном рынке существенно осложнилось вследствие санкций, введенных в отношении России, отмечает член Ассоциации юристов России Евгений Пантазий. Банковские ограничения, затруднения в ввозе товаров приводят к невозможности полноценно исполнять внешнеторговые договоры. А действующее законодательство обязывает экспортеров сообщать банкам точные сроки, прописанные во внешнеторговых контрактах, и перечислять валютную выручку на счета в соответствии с ними, поясняет эксперт.
«В случае, если выручка или аванс пришли в банк с опозданием хотя бы на один день, на компанию налагают штраф, а кроме того, за каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ. Штрафы налагаются даже за нарушения, которые могли произойти не по вине экспортера (если, к примеру, иностранный контрагент расплатился позже даты, указанной в контракте, или за опоздание в постановке контракта на учет в банке)», — напоминает Пантазий.
Оспорить в судебном порядке такие штрафы проблематично, так как суды, как правило, не принимают позицию экспортеров, указывая на то, что они являются профессиональными участниками рынка. Мораторий позволит в первую очередь сократить количество непроизвольных правонарушений компаний и поменяет схему проведения валютных операций, заключает юрист.
Мораторий выводит из зоны риска в том числе и сделки, совершаемые на теневом валютном рынке, так как распространяется на привлечение к ответственности за незаконные валютные операции и переводы без открытия банковского счета, обращает внимание на минусы управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Но законопроект полностью соответствует интересам предпринимателей, считает он.
«Очевидно, что власти действительно учитывают потребности бизнеса в сложившихся обстоятельствах и тот факт, что сейчас законодательство в сфере валютного контроля существенно ограничивает организацию параллельного импорта, а также схем по обходу санкций», — подчеркивает Федюкин.
С точки зрения того, что реально происходит на рынке, предлагаемая мера адекватна и соответствует духу времени, заявляет член генерального совета «Деловой России» Максим Черешнев. По его мнению, в дополнение к либерализации валютного законодательства экспортерам целесообразно разрешить операции в криптовалюте. Такая возможность предусматривается законопроектом Минфина о цифровых валютах.