Российские инвестбанки стремительно теряют прибыль
За первое полугодие 2014 года российские инвестиционные банки заработали на 65% меньше, чем за аналогичный период прошлого года — 165 млн долл. Они стремительно теряют прибыль по всем сегментам, повторяя показатели кризисного 2009 года, отмечает в своем обзоре Thomson Reuters.
"Сильнее всего на финансовых результатах инвестиционных банков сказались геополитические проблемы. Год начинался неплохо, были ожидания, что российский рынок вслед за другими развивающимися рынками покажет рост, тем более что даже в начале года он был очень дешевый. Но конфликт с Украиной и введенные со стороны США и ЕС санкции резко снизили активность компаний на рынках заемного капитала. Это, в свою очередь, ударило по бизнесу российских инвестбанков, которые значительную часть доходов получают от подготовки первичных размещений, размещений облигаций и т. д.", — объясняет главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров.
Большинство крупных сделок в первом полугодии было совершено еще до конфликта. Так, объем сделок по слияниям и поглощениям с участием российских компаний в первом полугодии сократился до 3,6 млрд долл. Из них 3,5 млрд пришлось на единственную сделку, заключенную в феврале, — слияние холдинга "Tele2 Россия" с мобильным подразделением "Ростелекома". Именно на консультациях по завершенным сделкам M&A инвестбанки заработали больше всего — 74,8 млн долл., хотя даже этот показатель оказался на 25% ниже, чем аналогичный в первом полугодии 2013 года.
Единственное проведенное IPO, которое принесло банкам 28 млн долл. (на 56% меньше, чем в первом полугодии 2013 года), провела сеть гипермаркетов "Лента", разместившаяся в феврале на 974 млн долл. С учетом этой сделки выпуск ценных бумаг в России за первую половину 2014 года упал на 85% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Остальные IPO, которые планировались на этот год, были отложены из-за неблагоприятной конъюнктуры. В частности, "Детский мир", планировавший разместиться на Лондонской фондовой бирже, отложил IPO из-за сложной ситуации на рынке, спровоцированной кризисом на Украине.
Крупные сделки, заключенные после начала крымского конфликта, были связаны с размещениями облигаций на зарубежных рынках. В начале июня Альфа-банк первым после украинского кризиса разместил евробонды на 350 млн евро, открыв дорогу другим эмитентам. Следом на зарубежный рынок заемного капитала вышли Сбербанк и Газпромбанк, продав еврооблигаций на 1 млрд евро каждый. В итоге за июнь российские эмитенты разместили бумаг на 3,2 млрд долл. — в 12 раз больше, чем за все три месяца после объявления санкций (0,27 млрд долл.), отмечал в своем обзоре Dealogic. Но даже с учетом этих сделок на размещении облигаций российские инвестбанки заработали только 40 млн долл. — на 79% меньше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.
А рассчитывать, что компании продолжат выход на зарубежные рынки долгового капитала, не приходится. "В июне ненадолго открылось окно, когда российские компании снова стали занимать за рубежом. Но оно, безусловно, закрылось на новостях о возобновлении военных действий на юго-востоке Украины, о новых санкциях, в том числе и секторальных, а также возможности их расширения, о ситуации с "Боингом", — считает Тихомиров.
Возможность заработать на российском рынке существенно уменьшилась, и российские игроки сейчас вынуждены выбирать между двумя сценариями — им придется либо настраиваться на работу с иностранными компаниями, либо сокращать масштабы бизнеса, говорит один из инвестбанкиров.
"Некоторые банки ищут возможности заработать на зарубежных рынках, в первую очередь в Азии и Африке, открывают представительства за рубежом. Их не так много, потому что это довольно высокая степень риска. Например, на азиатских рынках им приходится конкурировать не только с азиатскими, но и с глобальными банками, которые там присутствуют не первый год", — говорит Тихомиров.
Руководитель управления глобальных рынков долгового капитала «ВТБ Капитала» Андрей Соловьев также считает перспективной идею выхода на зарубежные рынки. "Активность российских эмитентов в первом полугодии снизилась, и банки стали искать альтернативные источники дохода. Одной из таких альтернатив, безусловно, является развитие бизнеса за пределами России. Огромный потенциал существует в работе с азиатскими, в частности китайскими, компаниями. Еще один интересный регион — Африка. Периодически привлекательные возможности появляются и в Европе", — рассказал он.
По словам Соловьева, еще одной альтернативой может стать активная работа по управлению долгами тех заемщиков, которые уже успели привлечь финансирование. "Речь идет о выкупе с рынка тех бондов, цены на которые сильно снизились и торгуются с дисконтом. Это позволяет уменьшить долговую нагрузку компании-эмитента. Подобные транзакции являются очень доходными, и комиссии по ним существенно выше", — объяснил он. По его словам, при стабилизации новостного фона российские компании уже осенью начнут выходить на зарубежные рынки капитала, что будет способствовать увеличению бизнес-активности инвестбанков.
Однако Владимир Тихомиров считает, что пока оснований для оптимизма нет. "Все, что мы сейчас видим, — это ужесточение риторики и движение в сторону принятия более серьезных санкций, и ничего не говорит о том, что ситуация может развернуться. Но, если исчезнут геополитические проблемы, вполне вероятно, что снова откроются рынки, как фондовые, так и долговые", — говорит Тихомиров.
Сирануш Шароян