Чубайс назвал своей задушевной мечтой морскую ветроэнергетику
Спецпредставитель президента РФ по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс заявил, что мечтает о развитии морской ветроэнергетики в России, передает «РИА Новости». Такой ответ он дал на вопрос об этом секторе во время онлайн-брифинга Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ).
«И вы опять попали в мою больную тему. Это моя задушевная мечта», — сказал Чубайс.
Морская ветроэнергетика — предполагает размещение ветряных турбин в море. Такой подход позволяет экономить территории на суше и использовать районы, где наиболее часто и устойчиво дуют ветра.
Чубайс назвал развитие этого сектора перспективным. Он отметил, что в последние годы средня мощность одной такой морской электростанции увеличивается с 4–5 МВт до более чем 10 МВт. Это снижает удельные расходы. Интерес к морской ветроэнергетике в Европе Чубайс объяснил, в частности, нехваткой пространства на суше для ветряков. Перед Россией такая проблема не стоит, но задуматься о развитии этого направления, например в Арктике, стоит, считает он.
«Об этом уже стоило бы подумать и нам, в том числе по тем же самым Северам... Мне кажется, что это такой еще один следующий шаг тектонический, о котором нам в России стоит подумать», — сказал Чубайс.
Евросоюз в 2020 году поставил целью (*pdf) достичь к 2030 году мощности морских ветроэлектростанций не менее 60 ГВт. К 2050 году Европа планирует выйти на мощности в 300 ГВт. Доля морской ветроэнергетики в ЕС сейчас составляет 3%. К 2030-му и 2050-му она должна вырасти до 15% и 30% соответственно.
Летом 2021 года Чубайс предупреждал, что новая технологическая революция в течение ближайшего десятилетия приведет к глобальной страновой перегруппировке, не позже конца 2020-х годов сформируется группа лидеров, которые уйдут в отрыв и сформируют новую мировую элиту XXI и, вероятно, XXII веков.
По его мнению, российскую экономику может ожидать «уникальный» удар в связи с новой технологической революцией в мире, однако она же открывает перед страной и новые возможности. «В силу уникальной роли топливно-энергетического комплекса в российской экономике, ее природного и технологического потенциала и географического положения таким же уникальным (в страновом смысле) окажется и удар, который будет нанесен этой революцией по российской экономике, и возможности, которые одновременно перед ней открываются», — говорится в письме.
Чубайс считает, что мировая экономика вступила в период технологической революции, «сопоставимой только с процессами конца XVIII — начала XIX веков». По его мнению, новая промышленная революция «не сильно отличается от предшественницы — промышленной революции XVIII–XIX веков». Отличий нет «ни масштабами охвата мировой экономики, ни степенью радикальности». Зато она отличается «в скорости — она займет всего около 30–50 лет», написал Чубайс.
Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Чубайс заявил, что Россия имеет возможность сохранить статус великой энергетической державы за счет переориентации с экспорта углеводородов на экспорт водорода. «То, что в России можно сделать по водороду, геополитически сопоставимо с тем, что сейчас делает Россия по углеводороду. Россия способна поставить задачу сохранения статуса великой энергетической державы с замещением экспорта углеводородов на экспорт водорода», — сказал Чубайс.
«Речь идет о создании индустрии с объемами продаж более $100 млрд. Это очень серьезные цифры. Это колоссальный вызов, который затронет всех — от промышленности до науки», — заверил он.