Больше не «мусорный»: что означает повышение рейтинга России от S&P
S&P повысило суверенный кредитный рейтинг России в иностранной валюте до инвестиционного уровня (движение с BB+ до BBB-) со стабильным прогнозом. Таким образом, российский рейтинг вышел из «мусорной», по версии агентства, категории. Теперь у валютного долга России два инвестиционных рейтинга (от S&P и Fitch) и один «мусорный», от Moody's. По конвенции, принятой в сообществе инвесторов, рейтинг эмитента в целом считается инвестиционным, если два из трех агентств причисляют его к этой категории.
Россия находилась в «мусорной» категории три года, с начала 2015 года, когда S&P и Moody’s понизили российский суверенный рейтинг в иностранной валюте до спекулятивного уровня.
Fitch, которое публиковало результаты своего пересмотра российского рейтинга одновременно с S&P, не стало его повышать или понижать, оставив на том же инвестиционном уровне (BBB-) с позитивным прогнозом.
Макроэкономика важнее геополитики
Российские финансово-экономические власти давно заявляли, что по фундаментальным признакам госдолг России не «мусорный» (и рынок с этим соглашался: российские евробонды даже в 2016 году торговались как долг инвестиционного уровня). Признать это рейтинговым агентствам мешали политические факторы — в частности, холодные отношения России с Западом и санкции. Но риски эскалации санкций в начале 2018 года не оправдались, а внутренняя макроэкономическая стабильность России укрепилась: дефицит бюджета по итогам 2017 года составил всего лишь 1,4% ВВП, полноценно заработало новое бюджетное правило, благодаря которому Россия вновь начала накапливать резервы. «Повышение суверенного рейтинга до инвестиционного уровня — запоздалая реакция на успехи российской экономической политики», — сказал министр экономического развития Максим Орешкин.
Как отмечается в рейтинговом комментарии S&P, Россия продемонстрировала приверженность консервативной макроэкономической политике, что, вероятно, «будет поддерживать сильные внешний и фискальный балансы». «Гибкий обменный курс позволит экономике справиться с шоками, которые могут быть вызваны ужесточением санкций и снижением цен на сырьевые товары», — считают в агентстве.
«Рейтинговое действие отражает разумную политику, которая позволила российской экономике приспособиться к снижению цен на сырьевые товары и международным санкциям», — говорится в релизе S&P. Кроме того, агентство отметило действия Банка России, которые, несмотря на чистку банковской системы, позволили сохранить финансовую стабильность.
Проблемы экономики никуда не делись
Впрочем, обольщаться не стоит: российский суверенный рейтинг, по версии S&P, лишь подравнялся с рейтингами Казахстана, Индии и Индонезии, и S&P крайне осторожно оценивает российские экономические перспективы. Агентство прогнозирует низкие темпы роста экономики (1,7–1,8% до 2021 года, тогда как российское правительство ожидает рост быстрее 2%) на фоне неблагоприятной демографии (старение населения, сокращение трудоспособного населения) и слабой производительности труда. Структурные препятствия для производительного роста включают «доминирующую роль государства в экономике, непростой инвестиционный климат и относительно низкий уровень конкуренции и инноваций», отмечает S&P.
В то же время агентство выделяет скачок России в рейтинге легкости ведения бизнеса от Всемирного банка (Doing Business) со 120-й позиции несколько лет назад до 35-й, а также инициативы российского правительства по увеличению производительности труда и увеличению инвестиций.
Агентство Fitch, в свою очередь, отмечает «сильный суверенный баланс, надежные внешние факторы и улучшение экономической политики в отношении макроэкономических показателей». В то же время агентство указывает на «структурные слабости (зависимость от сырьевых товаров и управленческие риски), а также геополитические противоречия». Fitch прогнозирует рост экономики в среднем на 2% в 2018–2019 годах на фоне снижения неопределенности, смягчения монетарной политики и стабильных цен на нефть. Средний экономической рост для инвестиционной категории BBB — 3,1%.
Что будет после президентских выборов?
S&P в комментарии затрагивает и политические вопросы. Высокие рейтинги одобрения властей могли бы позволить государству пойти на непопулярные реформы, считает агентство, но не верит в реальность такого выбора. Российские власти и раньше много говорили, например, про приватизацию и демонополизацию экономики, но дела расходились со словами, пишет S&P, не ожидая существенного уменьшения роли государства в экономике. «В России слабая система сдержек и противовесов между институтами и высокая централизация власти. Мы наблюдали это по недавним ограничительным действиям в отношении независимых СМИ и повышенным барьерам к подлинному политическому участию», — указывает S&P. И предупреждает: хотя после назначенных на март 2018 года президентских выборов макроэкономическая стабильность, скорее всего, сохранится, «неопределенность, окружающая вопрос будущего перехода власти, может отрицательно повлиять на предсказуемость приоритетов в политике».
Fitch тоже отмечает неопределенность в отношении «основных элементов и сроков более широкой повестки реформ» после президентских выборов. «Президент Владимир Путин идет к тому, чтобы снова выиграть президентские выборы в марте 2018 года», — указывает агентство.
Старший аналитик по развивающимся рынкам управляющей компании Manulife Asset Management Ричард Сигал говорил РБК накануне решения S&P, что в пользу России — стабилизация экономического роста, низкая инфляция, сокращение бюджетного дефицита и то, что «экономика стала более гибкой благодаря обесценению рубля и введению нового, более четкого бюджетного правила». Против России играют такие факторы, как ограниченный потенциал роста экономики, проблемы и риски в банковском секторе, около 70% которого снова контролирует государство, недостатки корпоративного управления (свежий пример — конфликт акционеров «Норникеля») и неопределенность политического ландшафта в перспективе трех лет, сказал Сигал.
Приток в российские бумаги
Возвращение России в инвестиционную рейтинговую категорию означает, что российские суверенные еврооблигации смогут вернуться в глобальные долговые индексы, такие как Bloomberg Barclays Global Aggregate. В феврале 2015 года Barclays исключил российский внешний долг из семейства этих индексов, из-за чего те институциональные инвесторы, которые следуют за индексами, потеряли возможность покупать или держать российские евробонды. Решение S&P «позволит расширить участие на российском долговом рынке таких консервативных институциональных инвесторов, как иностранные пенсионные фонды и страховые компании», сказал министр финансов Антон Силуанов.
Сейчас около трети российских госбумаг (как рублевых ОФЗ, так и евробондов) принадлежат иностранным инвесторам. Societe Generale оценивал, что повышение российского рейтинга до инвестиционного уровня может вызвать приток $1–2 млрд в российские евробонды, передавал Bloomberg.
Повышение рейтинга «будет способствовать притоку капитала и устойчивому нахождению уровня доходностей на рынке ОФЗ ниже 7% по долгосрочным бумагам», считает Максим Орешкин.
Вслед за повышением суверенного рейтинга S&P должно соответствующим образом поднять и рейтинги ряда госкомпаний, привязанные к долговому рейтингу государства.