Какие санкции могут ввести против России. Мнения аналитиков
США с конца 2021 года грозили России беспрецедентным пакетом жестких санкций в случае военного вторжения на территорию Украины. Теперь этот пакет будет реализован, заявил президент США Джо Байден. «США, наши союзники и партнеры будут вводить суровые санкции против России», — сказал Байден после телефонного разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским.
РБК спросил аналитиков, каких мер они ждут.
Банки
Основной фокус будет сделан на ограничениях в отношении российского финансового сектора, считает заместитель главного экономиста Института международных финансов (IIF, глобальная банковская ассоциация) Элина Рыбакова. Вашингтон может блокировать доступ ведущих российских банков к доллару США и глобальным платежным системам, утверждает она. «Мы готовы нажать кнопку и принять дальнейшие меры в отношении крупнейших финансовых институтов России, включая Сбербанк и ВТБ», — сообщили журналистам 22 февраля в Белом доме.
В санкционных законопроектах конгресса США, циркулировавших с начала 2022 года, в качестве потенциальных объектов санкций назывались 12 российских финансовых институтов, включая ряд частных банков; из этого списка ВЭБ.РФ и Промсвязьбанк уже внесены в санкционный список. Скорее всего, США начнут не со Сбербанка и ВТБ, а с менее крупных банков из этого списка, «первый удар придется по менее значимым институтам», сказал в эфире телеканала РБК главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
Активы ЦБ
Рыбакова и приглашенный научный сотрудник Финского института международных отношений, специалист по санкциям Мария Шагина также не исключают санкций против Банка России и заморозки его долларовых активов. «Против Центрального банка Ирана вводились санкции», — напоминает Рыбакова.
Банк России готовился к подобным мерам: возвращал резервы в Россию, в золото и активно выводил деньги из доллара и евро и соответствующих западных юрисдикций. На середину 2021 года доля доллара в золотовалютных активах ЦБ была снижена до 16,4%, а доля золота, хранящегося на территории России, составляла около 22%, раскрывал ЦБ.
Энергетические компании
Шагина также считает, что новые санкции могут затронуть российские энергетические компании. Однако Рыбакова полагает, что для российского углеводородного экспорта будут сделаны исключения, учитывая текущие цены на нефть в районе $100 за барр. и зависимость Европы от российского газа. С ней согласен главный экономист «Ренессанс Капитал» Чарли Робертсон: санкции, по его словам, вряд ли коснутся российского экспорта нефти и газа, а также продовольствия.
Однако экономист базирующейся в Вене международной организации Joint Vienna Institute Татьяна Евдокимова допускает, что новые санкции могут частично затронуть поставки российских углеводородов. За январь–ноябрь 2021 года США импортировали российских нефти и нефтепродуктов на сумму $17,1 млрд (против $9,4 млрд за весь 2020 год), следовало из внешнеторговых данных США.
Экспортный контроль
Аналитик Hawtorn Advisors Максимилиан Хесс ожидает введения против России полного пакета санкций, которым США угрожали до этого на случай вторжения. Среди потенциальных мер обсуждались и дальнейшие ограничения на экспорт в Россию технологий. «Мы готовы ввести новаторские меры в области экспортного контроля, которые ударят по стратегическим амбициям Владимира Путина», — анонсировал в конце января Белый дом. Предполагался запрет на экспорт в Россию как американских технологических продуктов, так и ряда продуктов производства других стран, которые подпадают под американское экспортное регулирование. «Это нанесет урон областям, важным для Путина, будь то искусственный интеллект или квантовые вычисления, оборона, авиация или другие ключевые сектора», — говорили в администрации Байдена. Татьяна Евдокимова согласна, что ограничения на технологический экспорт в Россию войдут в состав жесткого санкционного пакета Запада.
Как Россия готовилась к санкциям
Россия сейчас лучше готова к санкциям, чем в 2014 году, однако на этот раз адаптироваться к жестким санкциям будет труднее, считает Евдокимова. Глава правительства Михаил Мишустин на совещании Совета безопасности России 21 февраля заявлял, что правительство уже много месяцев готовится к возможным санкциям. У России есть план, как минимизировать последствия финансовых санкций, заверял в феврале министр финансов Антон Силуанов. Запрет на доступ банков к долларовому фондированию и ограничения на доступ к глобальным платежным системам будут «неприятными, но не смертельными», говорил министр.
В случае блокирующих санкций США в отношении российских банков и их активов важно, какие это будут банки, отмечал Силуанов. «Понятно, что мы обеспечим все депозиты, все расчеты с нашими вкладчиками, в том числе валютными, в этих банках. Для этого у нас достаточно валютной ликвидности, валютных резервов», — подчеркнул министр финансов.
На случай гипотетических ограничений на экспорт из России таких товаров, как энергоресурсы, страна будет переориентироваться на другие рынки, а рост цен, который неизбежно вызовут такие ограничения, «во многом сможет их скомпенсировать», также указывал Силуанов. Россия внедрила систему импортозамещения, которая ограничивает риски для критической инфраструктуры (серверы, платежные системы) и стратегических отраслей (оружие, полупроводники, фармацевтика), писали экономисты Венского института международных экономических исследований.