Кремль заявил, что Болгарии придется закупать газ за рубли
Страны Европы смогут решить, как реагировать на переход России на рубли в расчетах за газ с «недружественными» странами, после того как российская сторона отработает соответствующий механизм, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Президент поручил в течение недели отработать механизм и создать условия. Соответственно, по мере разъяснений они смогут формулировать свою позицию», — ответил Песков на вопрос о вероятности разрыва контрактов европейскими странами.
Президент Сербии Александр Вучич заявил, что решение российских властей о переходе от евро и долларов к рублям приносит «новые и новые проблемы». Сербия не входит в список признанных Россией «недружественными» стран, но она получает российский газ через газотранспортную систему «недружественной» Болгарии. София, по мнению Вучича, не станет платить за газ в рублях.
Песков на это заявил: «Болгарии придется [покупать газ] за рубли, хочет она или не хочет, нравится ей или не нравится». Министр энергетики Болгарии Александр Николаев говорил, что такая возможность у страны есть.
Германия считает решение России нарушением контрактов и будет обсуждать с европейскими партнерами, как на него реагировать, сказал министр экономики Роберт Хабек. Источник в польском правительстве сказал CNBC, что оплата в рублях будет «нарушением платежных правил по существующим контрактам». Австрийская OMV заявила, что продолжит платить за газ в евро. Советник президента Италии по экономике Франческо Джавацци счел, что стране стоит отказаться платить за газ в рублях.
Президент России Владимир Путин поручил перевести платежи за газ от «недружественных» стран в рубли 23 марта. По его словам, в сложившихся условиях «совершенно очевидно», что нет смысла поставлять товары в ЕС, США в долларах и евро. Президент подчеркнул, что Россия продолжит поставлять газ в соответствии с объемами и принципами ценообразования, закрепленными в существующих контрактах.
По мнению вице-премьера Александра Новака, Европе в ближайшие пять лет нечем заменить российский газ — это было бы «каким-то апокалиптическим сценарием».