ФАС объяснила предостережения бизнесу за слова о росте цен
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала предостережения компаниям, публичные заявления которых могут привести к ажиотажному спросу и оказать негативное влияние на рынок, сообщили РБК в ее пресс-службе.
Ранее основатель сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова сообщила в своем Telegram-канале, что ФАС пишет письма производителям пищевой продукции «с угрозами прекратить сообщать журналистам о подорожании продуктов».
ФАС пояснила, что выдает предостережения только в адрес должностных лиц, заявления которых могут оказать негативное влияние на рынок. «Другие участники рынка могут расценить такое заявление как руководство к действию, что может привести к росту цен для потребителей даже в случае, если для этого нет экономически обоснованных причин», — рассказали в службе.
В ФАС добавили, что предостережения — это предупредительный механизм, который предотвращает нарушения антимонопольного законодательства. «За период февраль—март 2022 года служба выдала порядка 50 таких предостережений, в том числе по фактам публичных заявлений, направленных на создание ажиотажного спроса», — сообщили в ведомстве.
«Методы «мягкого права», которые использует антимонопольное ведомство, позволяют быстро реагировать на ситуацию. В большинстве случаев это приносило положительный эффект — цены снижались или происходил отказ от необоснованного повышения цен», — заключили в ведомстве. Там привели в пример ситуацию с ретейлером техники DNS, который в конце февраля заявил о росте цен на 30%, а после предостережения ФАС понизил их.
Накануне Росстат сообщил, что за неделю с 12 по 18 марта цены в России выросли на 1,9%, немного замедлившись по сравнению с первыми двумя неделями после начала введения санкций (тогда рост составлял 2,2% и 2,1%). За три недели цены в среднем выросли на 6,2%.