Путину предложили способ привлечь иностранцев в экономику
Нестабильность в российском законодательстве и неблагоприятная внешнеэкономическая обстановка отталкивают зарубежные компании от инвестиций в Россию. Такие выводы содержатся в ежегодном докладе уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова (есть у РБК), который он представил президенту 23 мая.
Нестабильное самочувствие
Согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. «Но де-факто стабильных условий инвестор не получает», — считает Титов. По его словам, сохраняется риск отказа властей от действующих мер, что мешает инвесторам провести оценку рисков и предстоящих затрат в случае изменения регулирования. Омбудсмен предлагает разработать меры, которые обеспечат применение режима «стабильности регуляторных требований», в том числе в рамках применения ценового регулирования.
Факт нестабильности законодательства в России действительно есть, говорит руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. «У нас сменяются акцизы, формулы расчетов, ведутся постоянные дискуссии в СМИ о различных маневрах. Все это говорит о том, что правила могут в любой момент измениться», — согласен эксперт. Однако, по его мнению, стабилизация условий для инвесторов на фоне обострения санкций против России вряд ли что-то изменит в способности увеличить приток инвестиций из-за рубежа. Речь скорее надо вести об активизации внутренних инвестпроцессов, считает он.
Один из способов привлечения крупных инвестиций разработал Минфин. Речь идет об обновленных специнвестконтрактах. СПИКи — это инструмент привлечения крупных инвестиций: в обмен на обязательство инвестировать в тот или иной промышленный проект компании получают «стабильность законодательства и налогового режима» и специальные меры стимулирования, в частности налоговые льготы.
Для создания привлекательных инвестиционных условий необходимо также внести изменения в налоговое законодательство, считает Титов. Одной из проблем, по его мнению, является перераспределение процентов по налогу на прибыль: с 2017 года федеральный центр забрал 1 п.п. по налогу на прибыль, и теперь регионы вплоть до конца 2020 года собирают налог по ставке 17%, а не 18%, как раньше. Увеличение федеральной части ставки повышает налоговую нагрузку для иностранных инвесторов, ведущих свою деятельность в субъектах России, отмечает омбудсмен. «Региональное налоговое законодательство в части стимулирования инвестиционной деятельности не может влиять на федеральную ставку, и, следовательно, эффект от предоставления льгот в субъектах сокращается на 1%», — говорит он.
Для компаний, которые начали вести инвестпроекты в субъектах России до 2017 года, Титов предлагает закрепить федеральную ставку в размере 2%, если снижение региональной ставки по налогу на прибыль не предусмотрено региональным законодательством («дедушкина оговорка»). По сути, предлагается гарантировать снижение налога на прибыль на 1 п.п. за счет федерального центра, говорит руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. Но вряд ли снижение ставки с 20 до 19% значительно повлияет на инвесторов, считает он.
Основная мысль тут проста: если инвестор в одном режиме запустил проект, то он хотел бы в этих же условиях его реализовывать, говорит Кирилл Никитин, руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и компаниям государственного сектора PwC в России. По его словам, пример с 3% налога на прибыль, которые теперь идут в федеральный бюджет, сейчас еще более актуален. «В правительстве продолжают обсуждать идею о еще большей консолидации налога на прибыль в федеральном бюджете, и с этой точки зрения некоторые налогоплательщики могут вообще остаться без региональных льгот», — говорит эксперт.
Решение сверху
Еще одним фактором улучшения инвестиционного климата должны были стать налоговые льготы по налогу на прибыль, предоставляемые в рамках региональных инвестиционных проектов, пишет Титов. Однако сейчас применение данной льготы полностью зависит от соответствующего законодательства субъекта. Сейчас размер ставки налога (уплачивается в бюджеты регионов) может быть понижен законами субъектов до нуля с начала налогового периода, когда была получена первая прибыль, и до окончания срока действия проекта.
Омбудсмен предлагает установить для участников инвестпроектов нулевую ставку налога на первые пять лет, исчисляемые с момента получения прибыли. В последующие пять лет ставка налога устанавливается законом субъекта и не может превышать 5%. Если в субъекте не принято соответствующее законодательство, то сохраняется нулевая ставка, следует из доклада. Титов предлагает закрепить соответствующие изменения на федеральном уровне.
В докладе предлагается волевым решением сверху за «неразумных губернаторов» установить льготы по налогу на прибыль, говорит Зарипов из «Пепеляев Групп». «Для компаний это очень привлекательно, но поскольку такое предложение влияет на финансовое положение регионов, то оно может встретить сопротивление губернаторов и Совета Федерации. Поэтому льгота может пройти только в случае компенсации регионам выпадающих в связи с этим бюджетных доходов: если федеральный центр решает предоставить льготу, то она должна быть от его щедрот, а не за счет регионов», — отмечает эксперт.
«С точки зрения бизнеса Борис Титов говорит правильные вещи. С точки зрения субъектов любого рода навязанные им льготы по налогу, который идет в региональный бюджет, — это выпадающие доходы. Поэтому встает вопрос об их софинансировании из федерального бюджета, особенно если речь идет о дотационных регионах», — согласен Никитин из PwC. По мнению Кенигсберга из ФБК, обязывать субъекты предоставлять льготы на федеральном уровне неправильно: «Фактически это перекройка всего налогового законодательства, которая может еще больше усугубить проблемы платежеспособности субъектов».
Определить налоговую «осмотрительность»
Нестабильность и изменчивость налогового законодательства вызывают беспокойство также и у российского бизнес-сообщества. Титов обращает внимание на необходимость увеличения интервала времени между внесением новых поправок в Налоговый кодекс и их вступлением в силу. Впрочем, работа над этим уже ведется. Согласно поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, Минфин до конца мая должен представить предложения на тему включения в Налоговый кодекс нормы о том, чтобы налоговые законы публиковались не позднее 1 сентября, если вступают в силу с 1 января следующего года. Сейчас такие поправки вступают в силу через два месяца или с начала нового налогового периода.
Из-за излишней фискальной отчетности компании несут потери — как временные, так и финансовые, отмечается в докладе. Титов настаивает, что срок подготовки запрашиваемых при налоговых проверках документов следует увеличить с пяти до десяти дней, а сами документы разрешить предоставлять в электронном виде.
Одной из самых ощутимых проблем для бизнеса стало произвольное применение понятия «должная осмотрительность» (поведение налогоплательщика при выборе контрагентов) в налоговых делах, говорил ранее Титов. В своем докладе он говорит, что Федеральная налоговая служба (ФНС) должна составить перечень элементов «должной осмотрительности», включив в него федеральный реестр недобросовестных контрагентов. По словам партнера юридической фирмы Taxology Михаила Успенского, сама ФНС отказывается оперировать термином «должная осмотрительность», поэтому вряд ли обрадуется предложению создать перечень действий по ее проявлению. Понятие было введено в налоговую практику пленумом Высшего арбитражного суда в 2006 году.
Успенский отмечает, что налоговая служба отказывается применять положительные для бизнеса подходы, выработанные судами за последнее десятилетие. «Один из наиболее чувствительных моментов для бизнеса — отказ учитывать расходы по налогу на прибыль по сделкам с сомнительными контрагентами. Даже если поставщик обладал признаками однодневки, раньше инспектора отказывали только в вычетах НДС, то сейчас «снимают» как НДС, так и расходы по прибыли», — говорит юрист.
Навести порядок следует и с фискальной нагрузкой, связанной с ростом числа неналоговых платежей, считает бизнес-омбудсмен. Несмотря на многократные поручения президента и премьер-министра решить эту проблему, объявленный мораторий на введение новых неналоговых платежей по факту не действует, а единые правила установления и регулирования неналоговых платежей не приняты, говорит Титов. В марте, на последнем заседании в правительстве по этой теме, было решено внести часть платежей, обладающих налоговой природой, в НК. По мнению Титова, необходимо законодательно закрепить переходный период в десять лет, в течение которого на данные платежи не будут распространяться санкции (в первую очередь уголовная ответственность, блокировка банковских счетов, штрафы). Остальную же часть платежей решено закрепить в отдельном законе. Там должны быть прописаны их предельные ставки, порядок введения и отмены, отмечает омбудсмен.