Э.Набиуллина: При нынешней структуре власти рост ВВП на 5% невозможен
Напомним, ранее президент РФ Владимир Путин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявляли, что для конкурентоспособности российская экономика должна показывать темпы роста как минимум 5% в год.
По мнению Э.Набиуллиной, низкие темпы экономического роста в России вызваны не только рецессией в еврозоне, но и исчерпанием посткризисных факторов роста и отсутствием структурных и институциональных реформ.
"Нынешнее замедление роста носит структурный, институциональный характер. Поэтому нужно задействовать факторы, которые требуют серьезных структурных изменений, прежде всего улучшения инвестиционного климата, снижения издержек и административных барьеров для бизнеса, реформы судебной системы", - сказала она.
Одним только снижением ставок рефинансирования и другими мерами денежной политики, по словам главы ЦБ, роста экономики добиться нельзя.
"От попытки стимулировать рост дешевыми вливаниями со стороны Центрального банка может быть только временный краткосрочный эффект, но долгосрочный эффект, скорее всего, будет негативным: мы можем получить стагфляцию, а не ускорение роста. Сейчас пытаться вместо структурных реформ применять меры краткосрочного характера, как, например, давать более дешевые деньги под не очень эффективные проекты, - это контрпродуктивно, на мой взгляд", - заявила она.
Э.Набиуллина отметила, что желание людей иметь превышающий инфляцию доход ставит особые требования к финансируемым банками проектам.
"Они должны быть с соответствующей рентабельностью, эффективностью. Основная проблема - не на стороне спроса, а на стороне предложения. И здесь есть определенный потенциал в мерах правительства", - сказала Э.Набиуллина, приведя в пример заложенные в бюджете 20 млрд руб. госгарантий на проекты малого и среднего бизнеса.
"До сих пор этот механизм не работает. Прогарантированные государством кредиты ЦБ мог бы брать в залог. Но все-таки это функция именно правительства - поддержать те сектора, те типы предприятий, которые оно считает приоритетными", - отметила новая глава Банка России.
Говорят о той роли, которую должен играть в стимулировании экономики сам ЦБ РФ, Э.Набиуллина отметила, что не считает нужным закреплять такую обязанность Центробанка в законе о Банке России.
"Я не против, чтобы роль Центрального банка в политике поддержания экономического роста была бы прописана в официальных документах, но, на мой взгляд, это лучше делать не в законе о ЦБ, а в Основных направлениях денежно-кредитной политики", - подчеркнула Э.Набиуллина. Ранее такое же мнение высказывал покинувший пост главы Банка России Сергей Игнатьев, который в настоящее время стал советником главы ЦБ РФ.
По мнению Э.Набиуллиной, "политическая формулировка в законе" может восприниматься "как просто отказ от инфляционного таргетирования". "И это будет неправильным сигналом, может вызвать вопросы у экономических субъектов, у инвесторов, снизить уровень доверия к политике ЦБ", - полагает она.
При этом новый председатель ЦБ считает, что "в отдельных случаях, когда резко снижаются и темпы роста, и темпы инфляции, обеих целей можно достигать одновременно".
"Но это не всегда так. Как правило двух этих целей невозможно достичь одним инструментарием. И для органа денежной политики, каковым является Центральный банк, было бы просто не очень разумно подчинять цель по инфляции цели по экономическому росту", - заключила Э.Набиуллина.
В последние месяцы предложение возложить ответственность за обеспечение экономического роста на Банк России активно обсуждается в экспертном сообщение, правительстве и Государственной думе. Впрочем, в середине мая 2013г. премьер-министр РФ Д.Медведев сообщил, что статус Центрального банка России не должен претерпеть существенных изменений.
"Статус ЦБ не должен претерпеть существенных изменений, поскольку в последние годы ЦБ работал хорошо, со своими задачами справлялся. Но это не значит, что нечего совершенствовать. Коррективы не должны кардинальным образом привести к смещению места банка в существующей системе органов управления экономикой. Это консолидированная позиция правительства, президента и самого ЦБ", - подчеркнул тогда глава правительства.