ФАС лишится полномочий по делам об ущемлении интересов
В большинстве случаев такие нарушения не являются злоупотреблениями монопольным положением, говорят эксперты. Это разгрузит сотрудников ФАС, которые смогут сосредоточиться на борьбе с картелями.
Дела об ущемлении интересов рассматриваются в рамках классической антимонопольной ст. 10 закона о защите конкуренции ("Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением"). Как правило, вопросы по таким делам относятся к деятельности монополий, но не касаются злоупотреблений доминирующим положением (к примеру, речь может идти о неверном расчете тарифа на электроэнергию в коммунальной квартире или нарушении норматива устранения неисправностей в сфере ЖКХ). Тем не менее нарушения караются антимонопольными штрафами от 1 до 15% от годового оборота компании на соответствующем рынке.
Решение об их передаче от ФАС было одобрено вчера на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева по развитию бизнес-климата и конкуренции, рассказали участники совещания. Тема активно обсуждалась, глава ФАС не высказал прямой поддержки этой идее, уточнив, что готов этот вопрос обсуждать, рассказали два участника совещания.
Не исключено, что дела будут переданы Роспотребнадзору или органам прокуратуры, рассказали РБК участники совещания и подтвердил чиновник финансово-экономического блока правительства. Не исключено, что в рассмотрении жалоб будет участвовать и та, и другая структура, говорит чиновник. "Прокуратура — независимый орган, и прокурорская проверка может быть проведена в любом случае", — сказал он.
Разгрузить ФАС и передать часть полномочий другим ведомствам ранее предлагало и Минэкономразвития. ФАС являлась рекордсменом по количеству дел, но качество расследований страдало, поясняли в ведомстве. В марте 2013 года замглавы ФАС Андрей Цыганов на бизнес-форуме "Ставим на конкуренцию" признал, что служба вынуждена рассматривать такие жалобы, как неприсоединение подсобных хозяйств к электросетям и прочее, но не может определять для себя приоритетные дела. Тогда он не исключил возможности передать такие дела отраслевым надзорным органам или Роспотребнадзору.
В ФАС не комментируют информацию о передаче функций. Представитель ведомства сказал РБК, что два года назад было зафиксировано резкое сокращение дел по статье о злоупотреблении доминирующим положением: в 2011 году по ст. 10 было возбуждено 3199 дел, в 2012-м — 2582, в 2013-м — 2634. Представитель ФАС объясняет снижение введением института предупреждения, в рамках которого дела возбуждаются только после отказа компании исполнять предписания ФАС.
Три четверти дел по ст. 10 приходится на дела об ущемлении интересов, оценивает старший научный сотрудник РАНХиГС, член экспертного совета при правительстве Вадим Новиков. "Общий срок рассмотрения таких дел в России в девять раз меньше, чем в ЕС. В среднем рабочее время, которое сотрудник ФАС может тратить на расследования, в десятки раз меньше, чем в других странах G7", — говорит он.
Если полномочия по рассмотрению дел по ущемлению интересов будет передано от ФАС другим ведомствам, количество дел по основной антимонопольной статье упадет в четыре раза, и это не приведет к ухудшению качества рассмотрения, полагает эксперт. "Качество нужно повышать собственно в антимонопольных делах. Работа по жалобам не требует качественного антимонопольного расследования и экономического анализа", — говорит Новиков.
"У нас есть другие инструменты соблюдения защиты прав потребителей, не связанные с антимонопольным регулированием", — сказал РБК сопредседатель "Деловой России" Сергей Недорослев. "Прокуратура и так сама следит за этими жалобами", — вторит ему Новиков. Роспотребндзор не предоставил на момент подготовки материала комментарий.
Яна Милюкова