Первые ОЭЗ могут появиться в России уже через год
Чиновник напомнил, что в настоящее время проходит конкурс по отбору ОЭЗ, и сообщил, что семь российских регионов уже подали официальные заявки, тогда как всего ожидается 42 заявки. "Почти половина регионов готова участвовать в конкурсе", - сказал Ю. Жданов и добавил, что победители конкурса будут объявлены до 22 ноября с.г.
В свою очередь, глава ТПП Евгений Примаков отметил, что создание в России ОЭЗ может стать одним из механизмов выполнения задачи удвоения Валового внутреннего продукта. В частности, это позволит существенно улучшить инвестиционный климат в стране, увеличить конкурентоспособность российских товаропроизводителей, а также "перестроить депрессивные территории".
При этом Е. Примаков отметил, что в существующем законе об ОЭЗ недостаточно хорошо прописаны налоговые льготы - например, необходимо определить для компаний, работающих в таких зонах, налоговые каникулы, а затем позволить им работать в режиме облегченного налогообложения.
"Мы очень много надежд возлагаем на создание особых экономических зон, и их надо довести до того уровня, в котором подобные зоны существуют в других странах", - отметил Е. Примаков.
Напомним, что Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" был принят Госдумой 8 июля с.г., одобрен Советом Федерации 13 июля и подписан президентом 23 июля.
Согласно закону, на территории РФ планируется создать два типа ОЭЗ: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Закон предусматривает создание промышленно-производственных зон на территории площадью не более 20 кв. км, технико-внедренческих - на территории площадью не более 2 кв. км. ОЭЗ создаются на 20 лет, их срок существования продлению не подлежит.
На территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность могут осуществлять как ее резиденты, так и нерезиденты. Особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закрепляются в Налоговом кодексе РФ. Для налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в соответствии с законом, устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; снимается 30-процентное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.
Для резидентов технико-внедренческих зон закон предусматривает пониженную ставку единого социального налога (14% против 26%). На федеральном уровне планируется освобождение резидентов ОЭЗ в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога. Также в них будет действовать режим свободной таможенной зоны, то есть товары иностранных производителей могут быть ввезены без уплаты импортной пошлины, а товары российских производителей вывезены без уплаты экспортной пошлины. На территории ОЭЗ, согласно закону, не могут располагаться транспортные и инженерные сооружения инфраструктуры, принадлежащие юридическим лицам или гражданам.
На территории промышленно-производственных зон предполагается создать производство товаров с высокой степенью переработки. Также предполагается, что при заключении договора на работу в зоне данного типа инвестиции в первый год должны составить не менее 1 млн евро, в течение 10 лет (максимальный срок действия договора) - не менее 10 млн евро. На территории технико-внедренческой зоны намечено создать производство по стимулированию и внедрению разработок продуктов научной деятельности, ограничений по инвестициям не предусматривается.