ФСФР намерена регулировать использование инсайда ЦБ РФ
"Наша позиция заключается в том, что орган, осуществляющий надзор за инсайдом, должен контролировать всех, кто этим инсайдом обладает", - сказал он.
Однако, по словам О.Вьюгина, позиция Центробанка на сегодняшний день иная. Она заключается в том, что ФСФР может контролировать использование инсайдерской информации всеми участниками финансовых рынков (включая банки), кроме самого ЦБ. Регулирование надзора за использованием инсайдерской информации прописано в законопроекте "О недобросовестных практиках", разработанном ФСФР. Законопроект согласован с Министерством экономического развития РФ (МЭРТ), с Центральным банком остается разногласие относительно надзора, от Министерства финансов реакция на законопроект до сих пор не поступила. Тем не менее, глава ФСФР выразил надежду, что в ближайшее время разногласия будут сняты и законопроект будет согласован.
Заметим, что убитый недавно зампред Центробанка Андрей Козлов неоднократно указывал на проблему инсайда. В частности, комментируя весеннее падение ключевого индекса российской фондовой биржи РТС, А.Козлов заявил, что оно было вызвано в значительной части утечкой инсайдерской информации. Отчасти бурный рост и падение российских фондовых индексов вызваны экономическими причинами, но существенная часть - это инсайдер-трейдинг, отметил он тогда.
В большинстве развитых стран использование инсайдерской информации считается серьезным преступлением. В Соединенных Штатах, например, за это предусматриваются не только огромные штрафы, но и уголовная ответственность. Причем во многих компаниях существуют свои службы, которые отслеживают динамику рынка и, в случае если сделка вызывает у них подозрение, начинают собственное расследование. Таким образом, незаметно воспользоваться инсайдом становится практически невозможно.
В России никакого наказания за инсайд в настоящее время не предусмотрено, хотя о том, что это необходимо, говорят уже давно. Ни для кого не секрет, что многие чиновники зарабатывают баснословные деньги, используя служебную информацию и свои полномочия. Особенно этим грешат представители силовых ведомств, которые, зная о предстоящих мерах в отношении той или иной компании, придерживают эту информацию от общественной огласки. Как подсчитала одна из газет, только на одном ЮКОСе таким образом можно было заработать на вложенные 100 тыс. долларов 1 млн долларов прибыли. Причем в статье указывалось, что такой игрок на рынке был.