Силуанов предложил разработать запасной бюджет России
По мнению министра финансов, запасной вариант нужно подготовить на случай «непростых» внешних условий. «Мы считаем, что мы сейчас должны подготовить наш бюджет к тому, чтобы иметь так называемый запасной вариант. В случае если внешние условия будут такие же непростые, как сегодня, мы должны иметь запасной вариант, на случай от каких обязательств, от каких расходов мы могли бы отказаться», – заявил Силуанов во время выступления в Госдуме, передает РИА Новости.
«Бюджет постоянно не может иметь расходы, которые были составлены при другой экономической реальности. Мы должны всегда иметь вариант на случай, если такие времена продолжатся», – добавил Силуанов.
По его словам, сегодня показатели макроэкономического прогноза отличаются от тех, которые были заложены в бюджете: «И цена на нефть, и курс рубля, и темпы экономического роста. Закономерно задавались вопросы – ситуация другая, новые экономические реалии, а бюджет составлен, исходя из старых данных. Нам ни в коем случае нельзя говорить о том, что надо пересматривать бюджет, потому что бюджет строится, исходя из среднесрочных принципов планирования. У нас заложен принцип – исполнять то, что предусмотрено в параметрах бюджета. Для этого мы создавали резервы, чтобы при любой ситуации исполнить параметры бюджета», – заявил Силуанов, передает Интерфакс.
По мнению министра финансов, у России есть ресурсы, чтобы исполнить бюджет на 2015 год. На 2016–2017 годы «есть механизмы, чтобы адекватно отреагировать на ситуацию, если она продлится в средне- и долгосрочном периоде».
Силуанов призвал пересмотреть программы и обязательства по расходной части бюджета. Раньше планировалось в 2017 году получить 18,3 трлн руб. доходов, теперь – 16,5 трлн руб., заявил Силуанов. «Сейчас самое время реформ и структурных изменений, которые необходимы», – сказал он. В запасном варианте бюджета, по его словам, нужно предусмотреть оптимизацию госпрограмм, где «есть большие резервы».
Ранее Силуанов заявлял, что бюджет на 2015–2017 годы не потянет дополнительных расходов. По его словам, если нынешние цены на нефть и курс рубля останутся на нынешнем уровне, бюджету будет недоставать около 500 млрд руб. «Если нынешняя ситуация сохранится и на 2015 год, то мы вынуждены будем обращаться к Резервному фонду, либо сейчас принимать решение о дальнейшей оптимизации расходов бюджета», – говорил он в середине октября на заседании бюджетного комитета в Госдуме.
По оценкам Силуанова, падение цены на нефть на один доллар за баррель приводит к потерям бюджета на сумму 70 млрд руб., а удешевление национальной валюты на один рубль дает бюджету дополнительные доходы на сумму 200 млрд руб. При этом в проекте бюджета Минфин учел новые расходы, в частности поддержку Крыма, Севастополя, увеличение финансирования Дальнего Востока и Байкальского региона. Депутаты раскритиковали проект бюджета из-за снижения расходов на образование и здравоохранение.
Сейчас федеральный бюджет на 2014 год сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в $104 за баррель. По подсчетам опрошенных РБК экспертов, падающие цены на нефть покрываются доходами от обесценивания рубля.
Правительство внесло проект бюджета в Госдуму в конце сентября 2014 года. Документ был опубликован на сайте кабмина. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что в нем запланированы доходы в размере 15 трлн 082 млрд руб. в 2015 году, в 2016 году – 15 трлн 795,5 млрд руб., в 2017 году – 16 трлн 547,8 млрд руб. Расходы в 2015 году составят 15 трлн 513,1 млрд руб., в 2016 году – 16 трлн 271,8 млрд руб., в 2017 году – 17 трлн 088,7 млрд руб.
Дефицит бюджета в 2015 году составит 430,7 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2016 году – 476,3 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2017 году – 540,9 млрд руб. (0,6% ВВП).
О готовности принять проект бюджета в первом чтении заявила фракция «Единая Россия». «Это бюджет, который обеспечивает все обязательства государства и, прежде всего, социальные», – заявил руководитель фракции Владимир Васильев.
«Справедливая Россия» раскритиковала бюджет. «Я думаю, что мы [«Справедливая Россия»] бюджет в текущем виде поддерживать не будем, потому что у нас много замечаний, а бюджет – это квинтэссенция экономической политики», – заявила первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. По ее словам, сейчас самое главное – не проблемы бюджета, а проблемы менеджмента.
«Если в предыдущие годы, кроме 2013 и 2014 годов, многие вопросы могли быть решены за счет изменения бюджетной политики, то сейчас окно для этого очень небольшое», – отметила Дмитриева. По ее мнению, многие вопросы остаются за рамками бюджета, в частности вопросы к госкорпорациям и их инвестиционным программам.