Китай в сентябре снизил закупки угля и нефти у России
Поставки автомобилей и грузовиков из КНР, наоборот, вырослиРоссийско-китайский товарооборот в минувшем сентябре сократился по сравнению с августом, прежде всего за счет снижения российских поставок минерального топлива. Соответствующие данные 24 октября раскрыло Главное таможенное управление КНР.
Внешнеторговую статистику за сентябрь китайские власти опубликовали на десять дней позже запланированного срока. Деловые СМИ назвали это «редким и необъяснимым» пропуском данных. В субботу, 22 октября, в Китае завершился съезд Коммунистической партии, который проходит раз в пять лет. На нем действующий глава КНР Си Цзиньпин был переизбран на исторический третий срок (пресса спекулировала, что китайское руководство не хочет, чтобы экономическая статистика хоть сколько-нибудь омрачала мероприятие).
Поставки товаров из КНР в Россию почти не изменились по сравнению с предыдущим месяцем — $8 млрд (в годовом выражении они выросли на 21,3% после роста на 26,7% в августе). А ввоз российских товаров в Китай снизился на 5,7% к предыдущему месяцу, до $10,66 млрд. По сравнению с сентябрем прошлого года импорт из России оказался в 1,5 раза выше.
«Китай все больше и больше [увеличивает торговлю с Россией], и в силу объективных причин. Мы наблюдали рост торговли с Китаем все последние годы, но события нынешнего года существенным образом подтолкнули процессы ускорения товарооборота с КНР», — сказал 24 октября первый замглавы Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов на пресс-конференции в МИЦ «Известия». По его словам, показатели Главного таможенного управления КНР близки к российским данным. ФТС с февраля перестала публиковать таможенную статистику.
По данным китайской таможни, в январе—сентябре текущего года товарооборот (экспорт плюс импорт) между Россией и Китаем достиг $136 млрд — это на 32% больше, чем за тот же период годом ранее ($103 млрд). «Рост примерно на 30% подтверждаю», — сказал Давыдов.
«Цыплят по осени считают: прогнозируется очередной рекорд во взаимной торговле с Китаем, и это безусловно. Цифры разные называются — от $170 млрд до $180 млрд оборота [за этот год]; наверное, это достаточно объективные цифры», — указал чиновник.
Сокращение поставок нефти и угля
Сокращение импорта из России в сентябре к августу связано в основном со снижением поставок минерального сырья. Ввоз российских нефти, нефтепродуктов, природного газа и угля в сентябре в денежном выражении составил $7,63 млрд, на 9% меньше, чем в августе ($8,42 млрд). В физическом же выражении поставки угля (каменного и бурого) сократились на 18,6%, до 6,95 млн т (в августе было 8,54 млн т, сообщал РБК). Поставки сырой нефти уменьшились на 10,5%, до 7,46 млн т.
Ранее РБК сообщал, что закупки Индией российского энергетического угля сократились на 12% к августу, до 1,5 млн т. Причиной этого индийское отраслевое агентство CoalMint назвало логистические ограничения. Гендиректор СУЭК Максим Басов говорил, что в зависимости от региона поставок логистические затраты сейчас составляют 50–75% в итоговой цене угля.
Тем не менее по сравнению с сентябрем прошлого года импорт российского угля в Китай увеличился на 20% в натуральном выражении.
Ввоз российской нефти в Китай в сентябре по отношению к тому же периоду прошлого года вырос на 21,6%. За истекшие девять месяцев КНР закупила 64,3 млн т сырой нефти из России, или 7,1 млн т среднемесячно.
В сентябре Китай в целом сократил импорт сырой нефти на 2% в годовом выражении. Как пишет агентство Reuters, это связано с тем, что независимые НПЗ сократили объемы переработки на фоне низкой маржи и вялого спроса. После лидерства России в поставках нефти в КНР три месяца подряд (в мае, июне, июле) ее следующие два месяца опережала Саудовская Аравия. Так, в сентябре последняя поставила 7,53 млн т сырой нефти, на 0,9% больше, чем российские компании. В целом по потреблению топлива в Китае ударили жесткие антиковидные ограничения.
В начале сентября страны G7 в принципе договорились ввести предельные цены на российскую нефть. Суть механизма в недирективном навязывании цен преимущественно азиатским потребителям российского топлива, таким как Китай или Индия. Как надеются инициаторы, эти потребители будут вынуждены покупать российскую нефть по более низким ценам (пусть даже и выше предельных), поскольку в противном случае не смогут пользоваться важными услугами западных провайдеров, такими как страхование танкеров, кредитование закупок, собственно транспортировка нефти, портовые услуги и т.д.
До сих пор страны G7 не договорились о значении ценового потолка. Индустрия (нефтетрейдеры, страховщики) недовольна нехваткой конкретики, а скептики опасаются скачка мировых цен на нефть из-за возможного решения России резко сократить объемы поставок на рынок.
Перспективы торговли
Президент Института современных российско-китайских экономических региональных исследований Сун Кюй, которого 24 октября цитирует издание Global Times, заявил, что, например, экспорт китайских автомобилей в Россию существенно увеличился, что отражает замещение европейских и американских производителей, покинувших российский рынок. По данным таможни КНР, поставки легковых автомашин в Россию в сентябре выросли до $123 млн — по сравнению с $26 млн в предыдущем месяце и $96 млн в сентябре прошлого года. Поставки грузовиков в сентябре составили $142 млн — против $47 млн в том же месяце 2021 года.
Учитывая риски, связанные с использованием доллара в торговле, Китай и Россия расширяют расчеты в собственных валютах, что «продвигает интернационализацию юаня», указал китайский эксперт. Кроме того, по его словам, на двусторонней торговле позитивно сказываются инфраструктурные усовершенствования — в частности, автомобильный мост между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ через реку Амур, открытый в июне.
Впрочем, есть и негативные моменты. Газета «Коммерсантъ» сообщала в этом месяце, что доля бракованных микросхем и компонентов в поставках российским компаниям из Китая в этом году увеличилась с 2 до 40%, поскольку зарубежные дистрибьюторы прекратили официальное сотрудничество с российскими партнерами.
Кроме того, в октябре администрация США серьезно расширила ограничения на поставки полупроводниковых технологий в КНР. Вашингтон заблокировал поставки полупроводников, критически значимых для развития искусственного интеллекта и суперкомпьютеров, расширил запрет на поставки китайским компаниям оборудования для производства микросхем и ограничил работу американских граждан, направленную на поддержку развития китайских чипов. Эти ограничения косвенно могут сказаться и на поставках микроэлектроники в Россию.