Transparency назвала самые непрозрачные российские компании
Российские компании с крупнейшей выручкой непрозрачны, говорится в исследовании «Трансперенси Интернешнл — Россия» (есть у РБК). Всего 32 компании из 200 набрали более пяти баллов из возможных десяти, 41 компания не получила ни одного балла. Наиболее прозрачными оказались представители сферы телекоммуникаций, наиболее закрытыми — компании, имеющие отношение к строительству инфраструктуры, сельскому хозяйству и продуктам питания. Первые три позиции в общем рейтинге заняли «Магнит», Сбербанк и «Казаньоргсинтез». Последние в рейтинге — «Евросеть», «Бэст прайс» (торговая марка Fix price), «Автомир», «Велесстрой», буровая компания «Евразия» и другие.
«Вся необходимая информация была взята из кодексов этики и антикоррупционных политик компаний, кодексов поведения поставщиков, годовых отчетов, всех источников, размещенных на сайтах», — рассказала РБК координатор проекта Анастасия Иволга.
В докладе «Прозрачность корпоративной отчетности крупнейших российских компаний» были проанализированы 200 крупнейших компаний из рейтинга РБК-2016. Исследование проводилось по трем направлениям: корпоративные программы в области противодействия коррупции, раскрытие данных о дочерних и ассоциированных компаниях и данные по странам, в которых компания ведет свою деятельность. На среднем значении этих трех критериев был выведен индекс прозрачности.
Борьба с коррупцией
По первому критерию — «антикоррупционные документы» — максимальный результат (92%) показали АЛРОСА, Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) и ИТ-компания «Ланит». Авторы исследования оценивали приверженность компаний принципу «нулевой толерантности» к коррупции — как эта политика применяется внутри компании к сотрудникам и директорам, а также к ее субподрядчикам. Кроме того, важно, как компания соблюдает законодательство, есть ли в ней политика принятия и дарения подарков, а также существует ли конфиденциальная горячая линия, чтобы сообщать о случаях коррупции. Ноль по этим показателям получили сразу 82 компании. Чуть лучше (4%) выступили «Уралхим», ГАЗ, «ЮТэйр».
«Мы абсолютно не согласны с критериями оценки в данном разделе. Организаторы рейтинга не обращались к нам с запросами документов по антикоррупционной политике, а значит, исследовался только один канал коммуникации — сайт», — заявили в пресс-службе группы ГАЗ (39-е место в общем рейтинге). Там отметили, что на сайте компании есть информация о горячей линии для обращений по поводу нарушения этических принципов, на основе которых проводятся служебные расследования. Все документы, посвященные комплаенс-контролю, действуют с 2011 года и размещены на внутреннем сайте компании, добавили в ГАЗе.
Прозрачность структуры
Второй критерий касался организационной прозрачности. Российское законодательство не обязывает юридические лица раскрывать информацию обо всех аффилированных, дочерних или ассоциированных компаниях. Однако это существенно затрудняет установление взаимосвязи между юрлицами и создает возможности для совершения коррупционных преступлений, считают авторы доклада.
По результатам исследования 55 компаний (28%) из выборки вообще не раскрывают никакой информации о своих дочерних и ассоциированных структурах. Раскрывают такую информацию в максимальном объеме только две компании — «Магнит» и «Россети». Лидерами по прозрачности организационной структуры также стали компании из сферы телекоммуникаций — «МегаФон», МТС, «ВымпелКом» и «Ростелеком», среди банков — Сбербанк и Газпромбанк.
«Результатом мы довольны. Он отражает постоянную работу над улучшением качества раскрытия информации», — заявили РБК в пресс-службе Сбербанка. Того же мнения придерживается компания «МегаФон», которая заняла девятую строчку в общем рейтинге. «Независимая оценка подтвердила наши высокие результаты в области прозрачности. Мы работаем над тем, чтобы профессионально и открыто демонстрировать наши результаты, учитываем все предъявляемые требования к отчетности», — сказала руководитель пресс-службы «МегаФона» Юлия Дорохина.
Третья часть исследования посвящена раскрытию компанией данных о финансовых показателях в странах ведения деятельности. Этот критерий оказался применим только к 115 компаниям, у которых есть зарубежный бизнес. Средний показатель по всей выборке составил всего 4%. При этом 87 компаний не раскрывают подобной информации совсем. К таким относится, к примеру, «Ростелеком». Как отметил представитель компании Андрей Поляков, в оценке этого критерия больше бы подошла дифференцированная шкала оценки, учитывающая материальность зарубежных операций компаний рейтинга. «Это позволит учитывать специфику компаний, сфокусированных на российском рынке, чей зарубежный бизнес ничтожно мал и не требует детального раскрытия информации», — сказал он.
Максимальный результат здесь показал Сбербанк, его пострановую отчетность оценили на 64%. На втором месте оказался «Нижнекамскнефтехим» (60%), хотя, кроме России, он осуществляет деятельность всего в одной стране. Второму госбанку — ВТБ — за раскрытие отчетности в других странах дали всего 1% (в итоге банк занял 78-е место в рейтинге).
В ВТБ не согласны со своим местом в рейтинге. Как заявили в пресс-службе банка, рейтинг Transparency дискриминирует тех, кто управляется и, следовательно, раскрывает информацию по другим принципам. «Группа ВТБ управляется по глобальным бизнес-линиям вне зависимости от страны присутствия. В нашем случае у нас одно из самых развернутых сегментных раскрытий на рынке корпоративной МСФО-отчетности, которое полностью соответствует стандарту IFRS8 (принцип которого «как управляете, так и раскрываете»), но при этом дополнительных баллов в отчете мы не получим», — отметили в банке.
Transparency рекомендует
«Нельзя считать удачными антикоррупционные политики и этические документы, обязательные к соблюдению только отдельными группами сотрудников», — пишут авторы доклада. Поэтому одной из главных рекомендаций для компаний является распространение антикоррупционных политик на руководителей и топ-менеджмент компаний.
Кроме того, большое значение авторы уделяют запрету на «платежи за упрощения формальностей», сейчас он есть только в 20% компаний. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц относит «платежи за упрощение формальностей» (ускоряющие выплаты) к незаконным действиям. Российское законодательство не содержит такого понятия, но в 2013 году Верховный суд отнес такие платежи к взяткам.
В идеале положения этических документов должны содержать формулировки, прямо запрещающие совершение таких платежей в любой форме во всех странах, где компания ведет деятельность, говорится в докладе. Удачным примером тут является Сбербанк, а также ГК «Мегаполис», в чьем кодексе к тому же четко прописано определение таких платежей. Формулировки из этических кодексов ЛУКОЙЛа и «Ростелекома» авторы доклада приводят как пример, где эти правила можно обойти.
Особое внимание в плане снижения коррупционных рисков, отмечают авторы, компаниям стоит уделить в вопросах финансирования политической деятельности. По данным исследования, всего 16% компаний контролируют свои взносы политическим партиям, некоммерческим организациям либо независимым кандидатам. При этом некоторые компании запрещают это сотрудникам, но не руководству или контрагентам.
Как отметил заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов, четыре компании в рейтинге даже не имеют действующего официального сайта — это «Транснафта», Южная нефтеперерабатывающая компания, Урало-сибирская металлургическая компания и «Северэнергия». При этом «Транснафта», оценили в Transparency, является одним из крупнейших коммерческих доноров КПРФ: в 2016 году она пожертвовала политической партии 43 млн руб., следует из доклада.
Не судить по фасаду
«Высокая позиция в рейтинге [по критерию «антикоррупционные документы»] и приведенные в отчете комментарии дают хорошую обратную связь для планирования дальнейшей работы», — сказали РБК в группе НЛМК (13-е место в общем рейтинге). В числе приоритетных для себя направлений в данной области компания называет обучение, повышение прозрачности корпоративных процедур и развитие современных технологий работы с данными для предотвращения нарушений.
«С позицией по антикоррупционным документам [шестое место] в рейтинге мы категорически не согласны. Полагаю, что рейтинговать по веб-сайту — все равно что судить об Эрмитаже по фасаду Зимнего дворца», — заявил вице-президент по комплаенсу «ВымпелКома» Ильсур Ахметшин. В общем рейтинге компания занимает 15-ю строчку.
Все данные были собраны с официальных сайтов компаний до 1 июня 2017 года и отправлены компаниям на сверку в систематизированном виде, рассказал Илья Шуманов. Отозвались на рассылку и предоставили дополнительные данные либо опубликовали новую информацию на своих сайтах, по его словам, 11 компаний: РУСАЛ, НЛМК, МТС, Сбербанк, Промсвязьбанк, «Ростелеком», «Детский мир», «Русагро», «Ланит», «Сургутнефтегаз» и банк «Санкт-Петербург».
Крупнейшие компании рейтинга РБК 500 набрали меньше 50% по индексу прозрачности, но оказались в верхней половине списка: «Роснефть» заняла 34-е место, «Газпром» — 46-е, а ЛУКОЙЛ — 57-е.