Сценарии для Украины: дефолт или долговая кабала МВФ
По оценкам украинского Минфина, чрезвычайные нужды казны на 2014-2015гг. составляют $35 млрд. Эти деньги новая власть надеется получить на Западе, после того как Россия заморозила пакет финансовой помощи, согласованный с бывшим правительством Виктора Януковича.
Потенциальные доноры Украины - Евросоюз, США и МВФ - уже заявили о готовности помочь, но эта помощь не будет безвозмездной: стране придется проводить жесткие, непопулярные реформы. Кроме того, ситуацию осложняют многочисленные факторы неопределенности.
Главный вопрос состоит в том, сможет ли Украина быстро сформировать надежное правительство, которое возьмет на себя смелость проведения болезненных экономических реформ в обмен на международные кредиты.
Экономика на грани краха
Политическое противостояние на Украине, завершившееся свержением Януковича, лишь усугубило хронические финансово-экономические проблемы страны - неустойчивая валюта, значительные дефициты бюджета и счета текущих операций, недостаточные международные резервы. Экономика Украины переживает третью рецессию с 2008г. С начала 2014г. экономический спад углубился: промпроизводство в январе упало на 5% в годовом измерении вслед за снижением на 4,3% в 2013г.
По данным Международного института финансов (организации, представляющей интересы ведущих мировых банков, IIF. - Примеч. РБК), дефицит счета текущих операций Украины в 2013г. увеличился до 9% ВВП (с 8,2% в 2012г.). В 2014г. платежный дефицит за счет более низких цен на российский газ сократится, но лишь до 7% ВВП, прогнозируют экономисты IIF Онджей Шнайдер и Любомир Литов.
Дефицит бюджета расширенного правительства (с учетом убытков государственного "Нафтогаза Украины" и внебюджетных фондов) в минувшем году ориентировочно увеличился до 9% ВВП или даже больше - по сравнению с 6% ВВП годом ранее.
Новые власти объявили, что государственная казна пуста, а у Пенсионного фонда нет денег, чтобы выполнять пенсионные обязательства. "Финансирование бюджета стало практически недоступно. Налоговые поступления обвалились из-за многих недель политического противостояния", - пишут экономисты IIF. Отрезанность Украины от внешних рынков капитала и плачевная ситуация с ликвидностью в банковском секторе привели к тому, что "единственным источником финансирования правительства стал Центральный банк".
В январе международные резервы Национального банка Украины (НБУ) опускались до $16 млрд, что покрывает лишь два месяца украинского импорта. К концу февраля резервы могут упасть до $12 млрд, полагают в IIF. У Нацбанка практически не осталось валютных ресурсов, чтобы защитить гривну от стремительного падения. Сегодня курс украинской валюты обновил исторический минимум к доллару, опустившись до 9,80 гривен за $1 (по данным Reuters, на 20:00 мск). Западные инвестбанки прогнозируют дальнейшее снижение курса - до 11-12 гривен за $1.
На волоске от дефолта
До конца 2015г. Украина должна выплатить внешним кредиторам $17 млрд, не считая проценты по долгу, утверждает Bloomberg. В июне 2014г. государству предстоит погашение евробондов на $1 млрд, а всего в этом году страна должна будет вернуть $9 млрд внешней задолженности, подсчитали в IIF. Из них $2,7 млрд Киев должен Международному валютному фонду и $3,3 млрд - Газпрому за поставки газа.
Совокупные финансовые нужды Украины на текущий год экономисты IIF оценивают не менее чем в $25 млрд. Учитывая, что резервы НБУ составляют порядка $12 млрд, а Россия заморозила оставшиеся $12 млрд финансовой помощи, Украине в любом случае не хватит имеющихся ресурсов для обслуживания внешнего долга. Занимать деньги на рынке "на общих основаниях" при текущих двухзначных доходностях попросту невозможно.
"Крах может наступить уже в марте, если бегство капитала продолжится с той же скоростью, что и сейчас", - предупреждает IIF. А рынок оценивает вероятность дефолта Украины на горизонте пяти лет в 52% (исходя из текущих котировок CDS на украинский долг).
Спасение от дефолта - в руках МВФ
После смены власти на Украине представители Евросоюза и США не раз заявляли, что готовы оказать финансовую помощь стране. Глава комитета Европарламента по международным делам Эльмар Брок, например, сказал, что ЕС готов выделить Украине 20 млрд евро, как только в стране будет сформировано новое правительство. В администрации Барака Обамы сообщили, что США тоже готовы оказать Украине финансовую поддержку. Но и в Брюсселе, и в Вашингтоне ясно дали понять, что такая финансовая помощь будет возможна только в рамках или в дополнение к кредитной программе МВФ.
В 2010г. МВФ согласился предоставить Украине кредит на $15,5 млрд, но в прошлом году это соглашение было приостановлено, после того как украинское правительство не смогло выполнить требования фонда, в частности отменить субсидирование газовых тарифов и либерализовать валютный режим.
"Многие из предложений, над которыми мы сейчас работаем, потребуют соглашения Украины с МВФ", - сказал западный чиновник, вовлеченный в переговоры о финансовой помощи Киеву. "Это означает, что на Украине должно появиться функционирующее правительство, а это может случиться только после президентских выборов (25 мая. - Примеч. РБК)", - передает его слова Reuters.
В интервале между формированием нового правительства и президентскими выборами Украина может получить промежуточное финансирование от МВФ или ЕС, но оно будет исчисляться лишь малыми суммами, предполагают аналитики. Остается и вариант, при котором МВФ в ближайшее время разблокирует обещанный в 2010г. кредит на $15,5 млрд, сообщила британская газета Times.
Новая власть готова работать с МВФ и намерена первым делом пригласить миссию фонда для переговоров, заявил новый председатель Нацбанка Степан Кубив. Правительство, которое сможет направить МВФ официальный запрос, должно быть сформировано 27 февраля, распорядился сегодня и.о. президента.
Условия МВФ будут беспрецедентно жесткими
МВФ в обмен на льготные кредиты наверняка потребует от Украины жестких и болезненных реформ, которые еще сильнее ударят по населению. Правительство, которое согласится на эти реформы, должно быть сильным, единым и максимально свободным от коррупции, а в это верится с трудом. И нет никаких гарантий того, что привыкшие к революциям украинские граждане не применят испытанное оружие - Майдан - в случае недовольства реформами, "навязанными из Вашингтона".
"Учитывая необходимость масштабной коррекции макроэкономических дисбалансов и социальную и экономическую боль, которую принесет эта программа, новое правительство Украины должно быть инклюзивным (представлять весь спектр политических сил. - Примеч. РБК), надежным и располагающим широкой поддержкой населения", - отмечают экономисты IIF. Между тем партии, которые войдут в коалиционное правительство ("Свобода", "Батькивщина" и УДАР), сильно различаются по идеологии и политическим платформам. Идеальным вариантом в данной ситуации было бы правительство технократов - беспартийных экспертов, лишенных политических амбиций, считают в IIF.
Какие конкретные условия может поставить МВФ Украине в обмен на кредиты? Экономисты IIF полагают, что Фонд может потребовать значительного сокращения бюджетного дефицита (в эквиваленте 4-5% от ВВП), дальнейшей девальвации гривны (в сумме - на 30%), а впоследствии - перехода к свободному валютному курсу и режиму таргетирования инфляции. Газовые тарифы могут быть повышены на 80-100%. Наконец, Украине понадобится направить часть средств на рекапитализацию банковского сектора, пострадавшего от падения гривны, оттока депозитов и значительного объема просроченных кредитов.
По мнению старшего научного сотрудника Института международной экономики имени Петерсона (США) Андерса Аслунда, МВФ может одолжить Украине $10-12 млрд в качестве стабилизационного кредита на один год, а ЕС может добавить свои $3-5 млрд. Эти кредиты будут выданы под гораздо более низкий процент и на больший срок, чем займы у России, на которые опирался Янукович, отмечает Аслунд.
По мнению Аслунда, МВФ непременно будет настаивать на "моральном" оздоровлении украинской экономики - освобождении ее от коррупционных схем, процветавших при Януковиче. В частности, речь пойдет о восстановлении конкурентных государственных тендеров. Как замечает эксперт, при Януковиче госзакупки превратились в раздачу контрактов его родственникам и друзьям, а также приближенным олигархам.
Запад опасается реакции Кремля
Многие западные аналитики опасаются реакции Москвы на экономическую помощь Украине со стороны МВФ и Евросоюза (плюс, возможно, США). "Российский президент Владимир Путин наверняка не рад последним событиям на Украине, и есть существенный риск того, что Россия теперь будет действовать на подрыв украинской стабильности", - пишут аналитики инвестбанка Nomura.
Базовый сценарий Nomura (вероятность - 60%) предполагает, что на Украине довольно быстро будет сформировано устойчивое правительство, которое благополучно обеспечит займы от ЕС и МВФ и отведет страну от дефолта.
Однако вероятность неблагоприятного сценария, по версии Nomura, также высока - 40%. В этом сценарии российское правительство начнет действовать "очень агрессивно": Кремль будет давить на губернаторов Восточной Украины с прицелом на провозглашение автономий, играть на пророссийских настроениях в Крыму. В этих обстоятельствах Запад ограничится небольшими бридж-кредитами нестабильной Украине. Финансовые проблемы, такие как слабая гривна, дефицит платежного баланса и нехватка валютных резервов, лишь усугубятся, в результате чего у правительства в Киеве не останется иного выбора, кроме дефолта.
Американский журнал Foreign Policy не исключает, что в случае ухода Украины на орбиту Запада Россия может пересмотреть декабрьское соглашение, благодаря которому цены на газ для Украины снизились на 33%. В сценарии "возмездия" Москва может прибегнуть к уже проверенным торговым санкциям и даже полностью прекратить экспорт газа на Украину, полагают журналисты Foreign Policy.
Сделка с МВФ не исключает реструктуризацию долга
Международные финансовые рынки встретили изгнание Януковича из Киева с оптимизмом (евробонды Украины подорожали с рекордно низких уровней), но сегодня украинские активы возобновили падение. Держатели евробондов (фонды Templeton, Fidelity, Amundi, ING, Stone Harbor Investment Partners) снова нервничают и опасаются, что Украина пойдет на реструктуризацию долговых обязательств.
По мнению портфельных управляющих, реструктуризация долга может стать элементом кредитной программы МВФ - по образцу прошлогоднего финансового спасения Кипра. Сроки погашения украинских облигаций в таком случае будут отдалены на несколько лет, но значительных списаний номинальной стоимости не будет. "Долг правительства Украины относительно невелик (менее 40% ВВП. - Примеч. РБК). Основная проблема заключается в нехватке твердой валюты и дефиците внешнего фондирования", - указывает Ангус Халкетт из Stone Harbor.
Крупнейшим держателем украинских евробондов (более $6 млрд, или треть от всех бумаг в обращении) является американская инвестиционная компания Franklin Templeton. Вложениями фондов Templeton в украинский госдолг руководит "звездный" управляющий Майкл Хасенстаб, сделавший себе имя на удачных инвестициях в проблемные активы Венгрии и Ирландии.
Он надеется на экономическое преображение Украины, подобное ирландскому. В 2010г. Ирландия стояла на грани дефолта и вынуждена была обратиться за финансовой помощью к Евросоюзу и МВФ, а в конце 2013г. благополучно вышла из кредитной программы, проведя необходимые реформы. Однако люди, хорошо знакомые с ментальностью постсоветских республик, понимают, что Украина - не Ирландия и ставка Templeton может провалиться.
Ткачев Иван