Чиновники предложили обсуждать госзакупки от 500 млн руб.
Минэкономразвития предлагает увеличить число контрактов при госзакупках, которые должны в обязательном порядке проходить процедуру общественного обсуждения. Сейчас на общественное обсуждение выносятся контракты дороже 1 млрд руб., министерство предлагает с 1 января 2017 года снизить эту планку вдвое. Соответствующие предложения Минэкономразвития направило в ФАС и Минфин России (копия документа есть у РБК).
Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что установление такого порогового значения цены контракта позволит увеличить эффективность осуществления закупок. ФАС согласовала предложение без замечаний, говорит представитель ведомства. В Минфин документ поступил, над ним ведется работа, сообщил РБК представитель министерства.
Общественное обсуждение госзакупок ценой свыше 1 млрд руб. было предусмотрено законом о федеральной контрактной системе (ФЗ-44), который вступил в силу в 2014 году. По нему регионы получили право снижать стоимость контрактов для общественных обсуждений по своему усмотрению. С 1 июля 2014 года на сайте госзакупок действует система, которая исключает возможность проведения закупки, если заказчик нарушил установленный порядок обязательного общественного обсуждения, говорится в сообщении на сайте Минэкономразвития. Закупки обсуждались в интернете — на сайте госзакупок — и на очных публичных слушаниях.
Теперь Минэкономразвития предлагает проводить общественные обсуждения закупок полумиллиардных контрактов, в том числе с единственным поставщиком. По-прежнему можно будет не обсуждать контракты, которые заключаются на закрытых аукционах и конкурсах — ими в основном пользуются силовые ведомства, и закупки, для которых единственный поставщик определен специальным указом президента или правительства. Теперь предлагается не обсуждать крупные закупки у естественных монополий (их продукция на внутреннем рынке и так регулируется тарифами).
Борьба с занижением цены
Снижение порога начальной максимальной цены контракта для общественных обсуждений связано с тем, что заказчики начали преднамеренно занижать стоимость контрактов, чтобы избежать этой процедуры, говорит РБК чиновник Минэкономразвития. «Мы начали фиксировать случаи, когда устанавливалась цена чуть ниже пороговой, к примеру 999 млн руб.», — говорит РБК чиновник Минэкономразвития. Случаев преднамеренного незначительного снижения цены было более 90 за 2015 год, уточняет чиновник. Для того чтобы обойти процедуру слушаний, заказчики готовы снижать цену до 5%, говорится в документе Минэкономразвития.
В основном под процедуру общественного обсуждения подпадают контракты в сфере строительства. За первый квартал 2016 года под общественное обсуждение подпали 126 закупок с суммарной начальной ценой контрактов более 445 млрд руб., говорится в мониторинге Минэкономразвития. В 2015 году на общественные обсуждения выносились 337 крупных закупок на общую сумму более 1,05 трлн руб., это 16,2% от общего объема опубликованных извещений о закупках. В основном это также были работы по капитальному строительству. Из них отменить в ходе слушаний удалось только 12 закупок на сумму около 28 млрд руб. Основные причины отмены: решение самого заказчика, решение вышестоящих органов власти, а также внесение изменений в извещения о закупках. В 22 случаях заказчики внесли изменения в планы-графики закупок по результатам обязательного общественного обсуждения. В 2014 году обсуждалось 409 контрактов общей стоимостью более 3,2 трлн руб., по итогам обсуждений отменили 21 закупку на сумму свыше 55,7 млрд руб.
Формализм останется
Если планка по цене закупки будет снижена, число общественных слушаний увеличится примерно в три раза, рассчитывает Минэкономразвития. В 2015 году было проведено 323 закупки с начальной ценой от 1 млрд руб. и 1223 закупки с ценой от 500 млн руб., говорит собеседник РБК в министерстве. Таким образом, число закупок, которые будут проходить через общественные слушания, может увеличиться примерно на 900 в год.
Но вопросы к эффективности такого обсуждения останутся, считают опрошенные РБК эксперты. Профессиональная дискуссия в таких обсуждениях случается довольно редко, говорит гендиректор Национального института госзакупок Сергей Габестро. «Обычно это формально организованная процедура с участием потенциальных поставщиков», — соглашается глава Центра размещения госзаказа Александр Строганов.
Строганов считает, что «привязывать» процедуры общественного обсуждения к цене неверно. «Нужны другие подходы, — рассуждает он. — Возможно, на общественное обсуждение следовало бы выносить только те закупки, которые относятся к социально значимым проектам». «Профессиональное обсуждение требует заинтересованности, а настоящие эксперты редко работают на общественных началах», — говорит Габестро. По его словам, возможным решением проблемы было бы создание экспертных групп при советах директоров госкомпаний или же при советах потребителей у государственных заказчиков.