На юг через Арктику: Россия решила тряхнуть Северным морским путем
Теперь же Минтранс РФ предлагает вернуться к проекту, в который когда-то с традиционным советским размахом вложили столько сил и средств. Сегодня на конференции "Северный морской путь: стратегия возрождения" глава ведомства Игорь Левитин сообщил, что уже в сентябре текущего года "Совкомфлот" осуществит экспериментальный рейс из Мурманска в порты Юго-Восточной Азии.
Хорошо забытое старое
Для обеспечения бесперебойной работы СМП к середине 80-х годов была создана целая транспортная система. Однако после распада СССР до северных морских проблем никому не было дела. Это привело к постепенному разрушению инфраструктуры, построенной в Арктике в советский период. Были упразднены и органы управления Северным морским путем. В результате, по данным администрации Архангельской области, объем грузоперевозок по СМП снизился с 6,7 млн т в 1989г. до 2 млн т в современный период.
Проект мог бы еще надолго остаться замороженным (во всех смыслах), но, как говорится, не было бы счастья, да пиратство помогло. После того как за последние 2-3 года сомалийские пираты стали узнаваемыми персонажами новостей и даже учредили собственную биржу, российские транспортные власти стали все чаще задумываться о безопасности морских перевозок.
Изобретать велосипед не пришлось - в плане пиратов безопаснее Арктики было трудно что-либо придумать. Теперь Минтранс РФ предлагает вывести из 20-летней комы советский проект и воссоздать администрацию СМП, которая осуществляла контроль за судоходством, проводкой судов и гидрографическим обеспечением на трассах пути. Первой ласточкой должен стать танкер "Совкомфлота", который с проводкой атомного ледокола повезет углеводороды из Мурманска.
"Мы рассчитываем, что эксперимент докажет судовладельцам экономическую обоснованность альтернативы Южному пути через Индийский океан, который, по известным всем обстоятельствам, стал небезопасным", - сказал сегодня И.Левитин.
Ближний Северный путь
Сегодня используются разные морские пути из Европы в Юго-Восточную Азию: суда идут и вокруг Европы и Африки, и через Суэцкий канал, и через Тихий океан, говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Однако путь через Средиземное море и Суэцкий канал в последнее время стал действительно опаснее из-за пиратов, отмечает он.
При этом СМП короче его южного варианта через Суэцкий или Панамский канал более чем в 2 раза, добавляет эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Петр Клюев. Именно по этой причине многие европейские государства, а также США всегда проявляли повышенный интерес к этому маршруту, говорит он.
Основной проблемой, препятствующей полноценному использованию этого маршрута, всегда была его высокая опасность из-за льдов. Для решения этого вопроса у России есть атомные ледоколы, способные вести проводку судов в самых сложных условиях. Это, по мнению Д.Баранова, позволяет рассчитывать на получение серьезных доходов от этой деятельности.
По подсчетам Центрального НИИ Морского флота, себестоимость транспортировки одного контейнера в зимний период навигации на СМП при легких ледовых условиях в среднем на 25-27% выше, чем по Южному пути. Однако в летний период навигации перевозки по нему в среднем на 33-35% выгоднее доставки контейнеров через Суэцкий канал. Таким образом, перевозки контейнеров по СМП могут составить достойную конкуренцию южному варианту, обеспечивая в среднем за год меньший уровень затрат.
СМП как повод заработать
Для восстановления транзитных перевозок по СМП, прекращенных с 2001г., необходим целый комплекс мер, отмечают в администрации Архангельской области. Зато если их реализовать, объем грузоперевозок по СМП в целом, по оценкам специалистов, к 2015-2020гг. может составить 35-40 млн т в год.
Для торговли со странами Юго-Восточной Азии России нет надобности пользоваться СМП - для этого у нас есть дальневосточные порты, говорит Д.Баранов. По его словам, Россия предлагает воспользоваться этим путем своим иностранным партнерам и планирует заработать на этом. Европейские транспортные компании могут воспользоваться путем в качестве альтернативного маршрута доставки своих грузов в Азию, существенно сэкономив на топливе и сроках, соглашается с коллегой П.Клюев.
В 2009г. товарооборот между Россией и Юго-Восточной Азией составил примерно 8 млрд долл., за I квартал 2010г. - 2,2 млрд долл. Относительно общего товарооборота цифры довольно небольшие, признает П.Клюев, но перспективы развития отношений со странами ЮВА имеются.
С развитием новых, более дешевых торговых маршрутов товарооборот между Россией и ЮВА, скорее всего, вырастет. Так, с введением СМП на новые мощности могут возрасти объемы поставок различных продовольственных товаров (примерно на 15-20%), таких как чай, кофе, пряности, фрукты и овощи, прогнозирует эксперт.
Импульс арктического развития
Восстановление СМП также даст мощный импульс развитию арктических территорий и России в целом, отмечают в администрации Архангельской области. Сегодня в Арктике добывается 98% алмазов, 90% золота, нефть, газ, никель, платина. Запасы газа в Арктике составляют более половины от общероссийских объемов, углеводородов - 90%, в том числе 70% - на шельфе Баренцева и Карского морей. Есть углеводороды и на глубине Северного Ледовитого океана, подсчитали в области.
В последнее время к Арктике приковано большое внимание, так как там разведаны богатейшие запасы углеводородов, подтверждает И.Левитин. Кроме того, СМП, вероятно, будет привлекателен и для собственников Штокмановского месторождения: перевозка сжиженного газа танкерами может вполне обойтись дешевле, чем прокладка труб, добавляет П.Клюев.
Екатерина Чичурина, РБК