Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 
Эксклюзив

Эксперты Кудрина предложили создать спецкомиссию по дерегулированию

Законодательные акты в России создаются по принципу «лоскутного одеяла», считают в Центре стратегических разработок Алексея Кудрина. Эксперты предлагают разорвать «порочный цикл», создав специальную комиссию по дерегулированию
Алексей Кудрин
Алексей Кудрин (Фото: Руслан Шамуков / ТАСС)

Оптимизировать регуляторную политику мешает «реактивный» характер российского законодательства, пишут авторы доклада «Регуляторная политика в России», подготовленного экспертами Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина совместно с НИУ ВШЭ (есть у РБК). Кудрин недавно занял пост главы Счетной палаты, но остается председателем совета ЦСР.

Регуляторная политика — то, каким образом государство формирует и меняет правила работы бизнеса, общественных организаций, бюджетного сектора. По мнению ЦСР, ее изменение является одним из приоритетов в проведении структурных реформ, необходимых России для достижения темпов экономического роста выше среднемировых и реализации нового майского указа президента.

Как следует из доклада, нынешнее регулирование в России сложно назвать эффективным: новые законодательные акты создаются не в рамках четко продуманного плана, а в качестве ответа власти на тяжелые и порой даже катастрофические события. Разработка таких актов задолго до получения итогов официального расследования произошедших событий уже стала традицией, говорится в докладе. В качестве примера в ЦСР приводят федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятый через два месяца после взрыва на шахте «Распадская» в Кузбассе в 2010 году и давший надзорным органам возможности для «неконтролируемого произвола».

Законодательство все больше становится похоже на «лоскутное одеяло», состоящее из попыток приложить единые нормы и требования к разным вещам. «Попытки применить такие нормы на практике оборачиваются новыми проблемами, и порочный цикл запускается заново», — считают в ЦСР.

В результате таких действий многие законодательные акты утрачивают свою стабильность. К примеру, с начала 2012 года по настоящее время было внесено:

— 69 изменений в Градостроительный кодекс;

— 218 изменений (оформленных отдельными федеральными законами) в часть 2 Налогового кодекса;

— 343 изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

Комиссия по дерегулированию

Еще одним недостатком системы является отсутствие единого центра принятия решений по регуляторным вопросам, пишут эксперты, а также явные противоречия между законодательными актами разных государственных институтов. «Так, с одной стороны, экономическим блоком правительства декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) — постоянно вводятся все новые ограничительные нормы», — указывают в ЦСР.

Среди других, плохо работающих механизмов нормотворчества эксперты называют: Проектный офис аппарата правительства с низким уровнем прозрачности, формализм при написании финансово-экономических обоснований к проектам федеральных законов (их авторами обычно являются Минфин и Госдума), редко применяемый механизм оценки регулирующего воздействия (ОРВ) к проходящим второе чтение законопроектам.

​«Регуляторная политика, наряду с монетарной и бюджетной, является одним из основных драйверов экономического роста», — утверждают авторы доклада. Грамотное использование этого инструмента госуправления, по мнению экспертов, способно дать до 1,5–2,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности. Для оптимизации этой политики эксперты ЦСР предлагают создать специальный орган — президентскую комиссию по дерегулированию.

Он должен служить центром принятия решения по оптимизации нормативной базы, а также стать ключевым элементом запуска новой, комплексной регуляторной политики, отмечается в докладе. Курировать работу этого центра может, по задумке экспертов, специально созданное подразделение администрации президента либо аналогичный орган при правительстве. Среди полномочий, которыми предлагается наделить комиссию, — право признавать федеральные законы недействительными либо подлежащими пересмотру. Также она может давать рекомендации президенту по законам, принятым Госдумой и одобренным Советом Федерации, о применении вето.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 14 марта
EUR ЦБ: 94,26 (+0,28)
Инвестиции, 13 мар, 18:19
Курс доллара на 14 марта
USD ЦБ: 86,62 (0)
Инвестиции, 13 мар, 18:19
Аэропорт Сочи ограничил прием и отправку рейсовПолитика, 03:25
Вэнс оценил мнение Трампа о размещении ядерного оружия в Восточной ЕвропеПолитика, 03:21
Reuters узнал о планах США возобновить поставки Украине снарядов GLSDBПолитика, 03:13
Сумские власти объявили обязательную эвакуацию восьми населенных пунктовПолитика, 03:01
Движение по Крымскому мосту временно перекрылиПолитика, 02:54
Над Саратовской областью сбили беспилотникиПолитика, 02:23
NBC назвал причину неучастия Келлога в переговорах по Украине с РоссиейПолитика, 02:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Путин заявил о ведении переговоров о возвращении западных компанийПолитика, 02:03
В Италии поручили вызвать посла России из-за критики президентаПолитика, 01:36
Российский вратарь отбил пенальти и вывел клуб в 1/4 финала Лиги ЕвропыСпорт, 01:34
Мирра Андреева победила украинку в четвертьфинале турнира в Индиан-УэллсеСпорт, 01:24
Путин поговорил с наследным принцем Саудовской АравииПолитика, 01:18
Пашинян заявил, что признание геноцида армян не является приоритетомПолитика, 01:05
США не продлили лицензию на расчеты за энергоресурсы РоссииПолитика, 00:58