Глава Total попросил у Путина право на экспорт газа в Европу по трубе
Глава французской нефтегазовой компании Total Патрик Пуянне предложил президенту России Владимиру Путину разрешить СП Total с компанией НОВАТЭК поставлять трубопроводный газ в Европу, чем сейчас занимается только «Газпром».
Пуянне напомнил о проектах строительства газопроводов между Россией и Европой и попросил у Путина разрешения использовать в будущем эти газопроводы для поставок газа своим европейским клиентам.
«У нас есть клиенты в странах Европы, которые сейчас не получают поставок газа от «Газпрома». Я хотел бы предложить президенту Путину провести смелую реформу. Можем ли мы надеяться, что когда-нибудь в будущем вы разрешите нам, нашему совместному предприятию НОВАТЭКа и Total, через эти газопроводы продавать газ нашим клиентам в Европе?» — заявил Пуянне, выступая в рамках бизнес-диалога «Россия — Франция» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), участие в котором принимали президенты двух стран Владимир Путин и Эмманюэль Макрон.
Глава Total отметил, что такой шаг позволит еще больше стабилизировать «позицию российского газа на европейском рынке» и будет важен для самих инфраструктурных проектов.
Отвечая на выступление Пуянне, Путин рассказал о перспективности трубопроводных поставок российского газа в Европу и их превосходстве над поставками сжиженного газа из США, однако обнадеживать главу Total не стал.
«Это уже сегодня можно делать. Через «Газпром экспорт», — сказал Путин, говоря о возможности поставок газа, добытого при участии Total в России, по трубопроводам в Европу.
«Мы будем, конечно, думать над либерализацией. Мы вполне можем говорить об этом, обсуждать. Рано или поздно это будет сделано в абсолютно либеральном режиме», — добавил Путин, отметив, что для Total прямым участием в транспортировке российского газа могло бы стать участие в проекте «Северный поток-2».
Дискуссию Пуянне и Путина прокомментировал РБК совладелец НОВАТЭКа Геннадий Тимченко. «Вы слышали, как ответил руководитель? Конкретно [ответил]. Торговать через «Газпром экспорт», — сказал Тимченко. Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон не стал комментировать просьбу Пуянне.
Французской Total принадлежит 20% в «Ямал СПГ», первая очередь этого завода мощностью 5,5 млн т сжиженного природного газа в год была запущена 5 декабря 2017 года. Компания также договорилась о приобретении 10% в проекте «Арктик СПГ-2», который оценен в $25,5 млрд. Сделка должна совершиться до 31 марта 2019 года. Об этом НОВАТЭК и Total объявили в рамках ПМЭФ, соглашение стороны подписали в присутствии президентов России и Франции.
Безуспешные попытки пролоббировать отмену монополии «Газпрома» предпринимал как сам НОВАТЭК, так и «Роснефть». Михельсон заявлял, что для государства было бы выгоднее, если бы поставщик газа на экспорт был не один. А глава «Роснефти» Игорь Сечин обещал привлечь в бюджет более 500 млрд руб. налогов в случае снятия монополии.
«Газпром» в защиту сохранения своей монополии приводил доводы о том, что дополнительные объемы российского газа лишь ухудшат позицию «Газпром экспорта» не только на рынке, но и в арбитражных разбирательствах. «Выход альтернативных российских поставщиков природного газа (как с государственным участием, так и частных) на рынки Европы приведет к нарушению управления поставками российского трубопроводного газа в Европу, неизбежному снижению цен на природный газ и, следовательно, снижению поступлений в бюджет Российской Федерации», — писал глава «Газпрома» Алексей Миллер Путину. Кроме того, монополия аргументировала свою позицию тем, что многие газовые державы экспортируют газ через единый канал, а покупатели объединяются для отстаивания более выгодных условий газовых контрактов.
Либерализация экспорта газа не в интересах государства, поэтому на все эти просьбы и следует отказ, заявил заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Он пояснил, что отмена экспортной монополии «Газпрома» приведет к перераспределению доходов от экспорта газа, причем российский бюджет от этого ничего не выиграет. Сам же «Газпром», который несет все расходы по содержанию надежной системы газоснабжения, всю ответственность по бесперебойным поставкам газа социальным группам потребителей и реализации социально ориентированных проектов по газификации и обеспечению энергетической безопасности страны, потеряет часть доходов, которые позволяют выполнять эти важные для государства функции, добавил эксперт.