Директива о продлении полномочий Якунина зависла в правительстве
"Никаких документов о перезаключении контракта с Якуниным или о подписании контракта с кем-то еще председатель правительства не подписывал", - сообщила РБК пресс-секретарь председателя правительства Наталия Тимакова. От других комментариев она отказалась.
Ситуация с переназначением Владимира Якунина на третий срок остается неясной уже больше недели. Опрошенные РБК чиновники нескольких ведомств, включая Минэкономразвития и Росимущество, говорят, что все технические действия для переназначения предприняты: проект директивы согласован и отправлен в правительство. Задержку они объясняют некими техническими причинами, но отказываются объяснить, в чем дело. Публикация распоряжения правительства о переназначении Якунина ожидалась в конце прошлой недели, максимум в среду, уверял РБК один из топ-менеджеров РЖД на железнодорожном форуме, проходившем на прошлой неделе в Сочи. Сам Якунин на форуме был, но говорить с журналистами о своем контракте категорически отказался.
Якунину ничего не угрожает, считает высокопоставленный чиновник правительства. Хотя глава РЖД достиг пенсионного возраста (ему 65 лет), пока он остается под санкциями Запада, президент Владимир Путин "из принципа" не станет его менять, считает собеседник РБК. В конце марта Министерство финансов США внесло Якунина в список россиян, которым запрещен въезд в страну, а их активы на ее территории должны быть заморожены. Среди 20 человек, оказавшихся под санкциями, только четверо не занимают государственных постов, зато, по данным Минфина США, составляют "близкий круг" президента России.
В санкционный список Евросоюза Якунин не вошел. По его словам, это произошло благодаря помощи "европейских партнеров", которые делают все "от них зависящее". "Если бы они оказались в такой же ситуации, я бы для них сделал то же самое", - говорил президент РЖД журналистам в конце мая.
На прошлой неделе Якунин в ранге непереназначенного президента РЖД проводил международный бизнес-форум "Стратегическое партнерство 1520" в Сочи. На нем были подписаны стратегические соглашения на общую сумму более 140 млрд руб., в том числе контракт РЖД и Трансмашхолдинга на поставку локомотивов, протокол встречи руководителей РЖД, Казахстанских и Белорусских железных дорог по вопросам организации транзитных перевозок, меморандумы о взаимопонимании между РЖД и Alstom, ОТЛК и французской GEFCO.
Якунин занимает пост президента РЖД уже девять лет. Правительство впервые назначило его главой монополии в июне 2005г., с тех пор кабинет министров продлевал его полномочия дважды - в 2008 и 2011гг. Год назад, вечером 19 июня, сразу несколько российских информагентств, включая государственные, внезапно распространили сообщение об отставке Якунина и о назначении на пост главы РЖД первого вице-президента Александра Мишарина. Официальные представители государства и РЖД в течение нескольких часов не могли прокомментировать эти сообщения. Позже пресс-служба правительства назвала их фальшивкой. Сам Якунин заявил Forbes, что новость об отставке застала его на встрече Владимира Путина с бизнесменами "и аппетит не испортила". "Мы сидели и ели глухаря", - уточнил Якунин. По его словам, президент отнесся к происходящему как к шутке: "Сказал: какое счастье тебе привалило".
Глава РЖД неоднократно говорил журналистам, что контракт с ним будет продлен, если "государство - собственник РЖД" будет удовлетворено его работой. В кулуарах Петербургского международного экономического форума в мае 2014г. он пояснил, что вопрос о переназначении на высшем уровне еще не обсуждался. "Никто со мной на эту тему не говорил", - сказал Якунин журналистам.
При Якунине началась реформа железнодорожной отрасли в России. По ее программе, к 2011г. основной парк грузовых вагонов должен был оказаться в частной собственности. Пока была продана только Первая грузовая компания, владельцем которой стала структура Владимира Лисина. РЖД планировали приватизировать также акции "Трансконтейнера", но намерения монополии по передаче 50% своих акций оператора в Объединенную транспортно-логистическую компанию эти планы не подтверждают.
В I квартале 2014г. монополия зафиксировала убыток в 10,2 млрд руб. (против 10,9 млрд руб. прибыли за аналогичный период 2013г.). Это произошло "впервые в истории РЖД", говорил журналистам Якунин в марте 2014г., связав низкие финансовые результаты с решением правительства о заморозке тарифов на текущий год. Чистая прибыль РЖД по МСФО за 2013г. при этом сократилась в 2,5 раза - до 36,7 млрд руб.