Бюджет России недосчитается еще 1,5 трлн руб.
Пересмотр доходов
Во вторник, 25 августа, министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что его министерство пересмотрело экономический прогноз на 2016–2018 годы. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр (цитата по Интерфаксу). До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1–2% (было 2,3%).
Из слов Улюкаева следует, что цена на нефть, по новому прогнозу, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70). Курс доллара министр не назвал, сказал только, что в 2015 году он будет 61 руб., а в 2016 году — ниже.
Скорректированный макропрогноз предполагает, что доходы бюджета в 2016–2018 годах сокращаются на 1,5 трлн руб., рассказали РБК два правительственных чиновника, знакомых с документом. В 2016 году — минус 310 млрд руб., в 2017 году — минус 426 млрд руб., в 2018 году — минус 781 млрд руб. Нужно помнить, что в июне правительство уже сократило доходы 2016 года на 1,8 трлн руб., а на 2017 год — на 1,6 трлн руб.
В Минфине отказались комментировать прогноз. Чиновник финансово-экономического блока правительства рассказал РБК, что на этой неделе в Белом доме, возможно, состоится обсуждение разногласий по прогнозу между Минфином и Минэкономразвития. По его словам, расчеты Минэкономразвития в Минфине считают слишком оптимистичными.
Может быть хуже
Объем выпадающих доходов напрямую зависит от того, какой курс доллара заложен в расчет, рассуждает руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Если предположить, что при цене на нефть $55 за баррель курс составит около 64 руб., то падение доходов будет происходить только за счет ненефтегазовой их части — цена на нефть в рублях окажется выше, чем в предыдущем (июньском) прогнозе. В этом случае выпадающие доходы составят за два года всего 300 млрд руб. (в 2016 году — 2 трлн руб. вместо 1,8 трлн руб., в 2017 году — 1,7 трлн руб. против 1,6 трлн руб.). Однако чем крепче будет рубль, тем больше выпадет доходов.
«Сейчас, находясь в глубокой кризисной ситуации, принимать в качестве прогноза вариант, основанный на цене на нефть $55 за баррель, — чрезмерно оптимистичный шаг, — считает Суслина. — Возможно, для бюджетных целей имеет смысл сделать более консервативный прогноз — $45 или $50 за баррель. Поскольку, например, при цене на нефть $50 за баррель (и курсе доллара 67,4 руб.) выпадение доходов в 2016 году будет более значительным — порядка 2,6 трлн руб., а в 2017 году — почти 3 трлн руб.
«Изменение цены на нефть в $1 за баррель отъедает у бюджета 120 млрд руб. Таким образом, в 2016 году изменение прогноза на $5 за баррель даст недостачу в 600 млрд руб.», — посчитала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Это почти вдвое больше, чем рассчитывает Минэкономразвития.
Резать или наращивать
Чтобы закрыть новую дырку в бюджете, правительству придется или серьезнее резать расходы, или тратить больше средств из Резервного фонда. Улюкаев заявил, что он не видит рисков полного расходования Резервного фонда в 2016–2017 годах. До корректировки прогноз Минэкономразвития предполагал, что из Резервного фонда в 2016 году возьмут 1,5 трлн руб., в 2017 году — 0,6 трлн руб., а в 2018 году произойдет пополнение фонда на 500 млрд руб. Минфин с этим не согласен: его бюджетные проектировки предполагают, что из Резервного фонда уйдет по 1 трлн руб. в 2016 и 2017 годах, а в 2018 году там останется порядка 500 млрд руб. и никакого пополнения не произойдет.
Правительство утвердило основные параметры бюджета 25 июня. Перед началом сезона отпусков в Белом доме нерешенным оставался один важный бюджетный вопрос: на сколько индексировать пенсии. Как сообщал РБК, социальный блок настаивает на индексации пенсий в 2015 году на 11,9%, а Минфин — на 5,5%. Второй вариант потребует на 510 млрд руб. меньше, чем первый.
В ответ социальный блок правительства вышел с предложением продлить мораторий на выплаты накопительной части пенсий на будущий год. «Пенсионный фонд был бы сбалансирован, если бы не было тех изъятий, которые, как мы договорились, покрываются бюджетом... В условиях сложного бюджета перед нами встает вопрос, откуда взять средства на трансферты, которые погашают те или иные льготы», — объясняла РБК вице-премьер Ольга Голодец.
Консенсус был достигнут 23 июля на совещании у президента, сообщали РБК источники в правительстве. Цифру они не назвали, сказали только, что она находится где-то между вариантом Минфина и вариантом социального блока.