«Коммерсантъ» узнал об идее ограничить ставку фрахта для нефтепродуктов
Минтранс предлагает ограничить ставки фрахта для ряда грузов, перевозимых российским флотом, следует из законопроекта о поправках к Кодексу торгового мореплавания, опубликованного на портале regulatuion.gov.ru.
Согласно законопроекту, предельный размер фрахта будет устанавливать правительство. Перечень грузов в документе не указан, однако источник «Коммерсанта» в отрасли говорит, что речь идет о нефти и нефтепродуктах.
Согласно законопроекту правительство также сможет временно вводить перечень грузов, которые могут перевозить из и в российские порты только суда под флагом России. Другие суда могут осуществлять перевозки только при наличии разрешения от федеральных органов. Разрешения планируется выдавать как на отдельную, так и на несколько перевозок в случае долгосрочного договора. Также капитан порта может отказать судам в заходе в морской порт из-за нарушений требований до предоставления специального разрешения.
По данным «Коммерсанта», речь в первую очередь пойдет об ограничениях в связи с транспортировкой нефтепродуктов.
Ставки фрахта сейчас в два-четыре раза выше, чем до начала боевых действий на Украине и последовавших за ними санкций против России, однако текущие цены на нефть Urals ($72–73 за баррель) позволяют нефтяникам сохранять высокую экспортную маржу, заявил газете заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Так, сейчас ставки фрахта на перевозки российской нефти из Новороссийска в Средиземноморье составляют $23–25 на тонну, из Козьмино в порты КНР — $10–12 на тонну, в Индию — свыше $30 на тонну, отметил эксперт.
«В марте-апреле на пике отказа от российской нефти в Европе мы видели ставки $58–49 на тонну на маршруте Приморск — Северо-Западная Европа — в десять раз выше уровня до начала боевых действий», — добавил Кондратьев.
Высокая цена фрахта уже является сдерживающим фактором при покупке российской нефти. Как писала в сентября газета The Times of India, индийские НПЗ могут отказаться от новых закупок российской нефти из-за высоких фрахтовых ставок. С учетом фрахта, сообщал источник издания, нефть марки ESPO стала для местных покупателей на $5–7 за баррель дороже, чем аналогичные смеси из других стран, в том числе ОАЭ, хотя ранее была дешевле.
Ситуация усугубляется санкциями. На период после 4 декабря, когда вступит в силу эмбарго на российскую нефть, спрогнозировать фрахтовую цену сложнее.