Глава ФТС назвал перспективные коридоры для российской внешней торговли
Врио руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) России Руслан Давыдов считает «свершившимся фактом» переориентацию российской торговли на страны Востока и Юга. В числе перспективных направлений торговли помимо Китая и Турции он называет Азербайджан, Иран, Узбекистан. Об этом Давыдов написал в своей колонке для РБК.
В целом, по словам врио главы ФТС, транспортно-логистические коридоры Восток — Запад и Север — Юг сформированы, грузооборот по ним увеличился на 20–35%.
«Разворот российской внешней торговли на Восток и Юг стал свершившимся фактом. Новые торговые партнеры России замещают западные компании, ушедшие с российского рынка», — констатирует он.
С февраля 2022 года, когда Россия начала военную операцию на Украине и подверглась масштабным санкциям, в ФТС действует штаб по мониторингу и управлению ситуацией на границе, который занимается перенастройкой внешнеторговых операций. При необходимости к его работе подключается бизнес, отметил Давыдов. Работа ФТС, по его словам, была сосредоточена на упрощении и ускорении таможенных формальностей, контроле за мерами поддержки бизнеса и содействии переориентации транспортно-логистических потоков.
«В итоге обеспечен приоритет операций по социально значимым товарам. Ввезено 8,1 млн т товаров, жизненно важных для населения, и оборудования для сохранения производств на общую сумму более $38 млрд», — сообщает Давыдов.
По данным Минэкономразвития, доля недружественных стран в экспорте из России к концу 2022 года снизилась до 35%, тогда как еще в начале года занимала 58%. Соответственно, доля нейтральных и дружественных стран увеличилась с 42 до 65%. Как заявил в октябре 2023 года замминистра экономического развития Владимир Ильичев, к 2030 году дружественные страны будут занимать 68–70% российского товарооборота.
По итогам 2022 года товарооборот Китая и России увеличился на 29% к предыдущему году и достиг рекордных $190,3 млрд.
Перспективные направления торговли
Давыдов указывает на необходимость активизировать проекты по ускорению перемещения товаров в рамках международных соглашений с дружественными странами. Среди наиболее перспективных он называет проекты «Упрощенный таможенный коридор» с Азербайджаном, Ираном, Сирией, Узбекистаном, Китаем и Турцией. Упрощенный таможенный коридор подразумевает снижение административной нагрузки и частоты применения мер таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров при их перемещении между двумя странами, заключившими соглашение. Соглашение может затрагивать как все товары, так и их отдельные группы.
Следующий шаг в развитии торговли с дружественными странами — взаимное признание института уполномоченного экономического оператора, пишет Давыдов. Такие соглашения уже заключены с Китаем и Ираном, в октябре подписано соответствующее соглашение с таможенной службой Узбекистана. Аналогичные договоренности сейчас прорабатываются с Индией, Таджикистаном, Турцией, Монголией, Туркменией и ОАЭ.
Статус уполномоченного экономического оператора позволяет компаниям получать определенные преференции и льготы в рамках таможенного контроля.
Кроме того, с Китаем, Монголией и Азербайджаном реализуются проекты по взаимному признанию результатов таможенного контроля, указал Давыдов. «Важно добиваться повышения их практической отдачи, расширять круг участников, наращивать объемы товарооборота, повышать прозрачность и безопасность цепочек поставок товаров», — подчеркнул он.