ЦБ заявил об отсутствии «дыры» в валютном балансе банков
Системной проблемы из-за «дыры» в валютном балансе банков не наблюдается, уровень ликвидности для покрытия обязательств комфортный.
«Системной проблемы не наблюдается. Общий объем валютной ликвидности на 1 мая 2021 составил 48,5 млрд долларов, чего достаточно для покрытия около трети валютных средств корпоративных клиентов, или 15% всех валютных обязательств», — сообщили в пресс-службе ЦБ.
Ранее начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий, комментируя статистику Центробанка, заявил о «рекордной дыре» в валютном балансе банков по итогам апреля. Он пояснил, что дыра в валютном балансе формируется за счет отрицательных чистых валютных активов. По его словам, отрицательные чистые валютные активы банковского сектора России достигли рекордных $15 млрд на 1 мая.
Начальник центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин подтвердил РБК, что отрицательные чистые валютные активы сформировались в конце 2020 года и кардинально в апреле ничего не изменилось. Так, в последние месяцы было $13 млрд, сейчас это значение составляет $15 млрд.
Однако Сусин отметил, что считать это «дырой» нельзя.
«Разрыв связан не с тем, что есть какой-то дисбаланс, естественно, банки не будут держать большую открытую валютную позицию, чтобы «уравновесить» пассивную сторону баланса — есть регуляторные ограничения по капиталу и рискам на капитал», считает он. Как отмечает аналитик, банки склонны хеджировать открытую валютную позицию за счет операций с производными инструментами, например свопами. Такие сделки не влияют на балансы банков, это внебалансовая позиция, потому она и не видна в активах, заключает Сусин.
Управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов заявил РБК, что «дырой эту дельту называть некорректно, поскольку она не отражает потери, вывод активов и тому подобное». По его мнению, открытые валютные позиции по всем валютам каждого банка измеряются относительно капитала и регулируются нормативами. «Хеджирование учитывается в регулировании, поскольку буквально закрывает риски. Но соответствующие производные инструменты учитываются на внебалансовых счетах, в связи с чем не отражены в статистике по балансовой валютной позиции — отсюда, вероятно, и возникают превратные интерпретации малозначительной динамики», — подчеркнул он.