Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Владельцы независимых АЗС предложили государству выкупить у них заправки

Государство должно выкупить независимые АЗС, если не собирается принимать меры по их спасению, заявляет Независимый топливный союз. Этот «крик отчаяния» не стоит «рассматривать по существу», парируют в «Роснефти»
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Купите ненужные АЗС

Результатом налогового маневра, предполагающего снижение экспортной пошлины и рост НДПИ, и диспаритета розничных и оптовых цен на бензин в ряде регионов может стать банкротство независимых АЗС. Об этом заявил во вторник, 26 июня, глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов на круглом столе о проблемах топливного рынка в Торгово-промышленной палате.

«Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа», — сказал Баженов.

Вертикально интегрированные нефтяные компании не заинтересованы в покупке малых АЗС, которые расположены в местах, где мало машин и продается сравнительно мало бензина, добавил он. При этом, по его словам, в некоторых отдаленных регионах крупным нефтяным компаниям размещать свои заправки невыгодно.

По его словам, из-за разницы в цене в 2 руб. на литр топлива независимые АЗС уже потеряли клиентов, которые теперь предпочитают заправляться на заправках, принадлежащих крупным нефтяным компаниям, способным удерживать более низкие цены.

Для того чтобы не допустить банкротства малых АЗС, государство также может отпустить розничные цены на топливо и взять на себя ответственность за наполнение оптового рынка либо перейти к непосредственному регулированию цен на топливо «по всей цепочке». «Однако такая система нерыночна и неэффективна в долгосрочной перспективе», — признал Баженов.

Андрей Каукин Точность маневра: как предотвратить скачок цен на топливо
Мнение

С тезисом Баженова о скором закрытии независимых АЗС согласилась представитель независимых АЗС в Саратовской области и совладелец сети заправок GP Vympel Екатерина Савкина. По ее словам, заправки этой сети могут закрыться примерно через месяц. «20 АЗС по области уже не работают. Причина: диспаритет розничных и оптовых цен и убытки 3–5 руб. на литре», — рассказала она. По ее словам, бюджет одной только Саратовской области из-за закрытия независимых АЗС в год может недополучить 165 млн руб. налогов. Всего в Саратовской области работают 232 независимых заправщика и 126 АЗС, которые принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям. При этом увеличатся бюджетные затраты на выплаты сотрудникам обанкротившихся предприятий — на 7 млн руб. в месяц, привела она предварительную оценку.

Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать предоставление равного доступа к трубопроводному транспорту и обязательство крупных нефтяных компаний оказывать независимым АЗС услуги по хранению топлива, считает председатель правления Совета по товарным рынкам (объединяет независимых трейдеров топлива) Максим Дьяченко. По его словам, это позволяло бы независимым АЗС накапливать запасы на низких оптовых ценах, хеджируя риски и устраняя риски дефицита топлива.

Сейчас и розница вертикально интегрированных компаний, и независимые АЗС работают на грани рентабельности, но крупные компании могут компенсировать эти потери за счет дохода от добычи, сказал РБК пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. Независимые не только этого не могут делать, они еще и вынуждены покупать топливо по дорогой оптовой цене, отметил он. Уничтожать независимую розницу никто не стремится — это путь к монополизму, признает Леонтьев. По его словам, заявления владельцев независимых АЗС — это «крик отчаяния», который «адекватен» сложившейся ситуации, но «по существу его рассматривать не нужно». «Не очень понятно, зачем нам нужно покупать чужой убыточный бизнес», — заключил он.

«Невозможный» сценарий

​Это не первый раз, когда представители независимых АЗС предупреждают о последствиях мер правительства для стабилизации цен на бензин. Ранее НТС подсчитал, что в России 60% (или 15 тыс.) заправок приходится на независимые АЗС. В случае ухода независимых сетей наступит окончательная монополизация рынка, которая неминуемо повлечет за собой рост цен, предупреждали заправщики, — в течение года они вырастут до 100 руб. за литр.

В правительстве понимают проблемы независимых АЗС, говорил тогда РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего ТЭК. «Правительство принимает системные меры, чтобы в целом стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, включая сегмент независимых АЗС», — подчеркивал он. В частности, на совещании под руководством Козака 6 июня крупные нефтяные компании взяли на себя обязательства ежемесячно продавать на бирже на 3% больше топлива, чем в 2017 году, по ценам, рентабельным для независимых операторов АЗС.

А позже сам Козак в ходе селекторного совещания с главами регионов назвал «невозможным» увеличение цен на бензин до 100 руб. за литр. «Это исключено, у правительства достаточно инструментов для того, чтобы урегулировать эту ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо», — сказал вице-премьер. Во вторник, 26 июня, его представитель был недоступен для комментариев.

К маю 2018 года в России резко подскочили цены на бензин (с января по май они выросли более чем на 7%, обогнав инфляцию в 4,5 раза). На это повлияло несколько причин — в частности, рост мировых цен на нефтепродукты (в середине мая баррель Brent достиг $80 впервые за 3,5 года), а также многочисленные повышения акцизов на топливо. В итоге российский внутренний рынок стал менее привлекателен для нефтяников, чем экспорт.

Для борьбы с ростом цен на топливо правительство с 1 июня снизило акцизы на дизельное топливо на 2 тыс. руб., с 7,7 тыс. руб. за тонну, и на бензин — на 3 тыс. руб., с 11,2 тыс. руб. за тонну, а также отменило запланированное на 1 июля повышение акцизов примерно на 700 руб. Нефтяные компании, в свою очередь, пообещали заморозить цены на заправках по состоянию на 30 мая.

Эти меры уже дали небольшой результат. Так, по итогам прошлой недели, с 18 по 22 июня, розничные цены на бензин АИ-92 и АИ-95 в России снизились в среднем на 3 и 4 коп. — до 41,76 и 44,61 руб. за литр соответственно, следует из данных Thomson Reuters Kortes. А в Москве, по данным Московской топливной ассоциации, средние цены на АИ-92 и АИ-95 снизились примерно на 7 коп. — до 42,28 и 45,72 руб. за литр соответственно.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Бензин"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
В Москве зафиксировали январские сугробыОбщество, 11:54
Как снабжают электроэнергией крупные научные центрыРБК и Россети, 11:46
Лидер оппозиции Сирии обвинил Израиль в «неоправданной эскалации»Политика, 11:41
Станет ли торговый конфликт США и КНР причиной рецессии в ГерманииPro, 11:41
WSJ рассказала об «охоте» за зарубежными активами семьи АсадаПолитика, 11:37
Появились кадры последствий шторма в Сан-ФранцискоОбщество, 11:29
Соларпанк уже близко: 10 профессий будущего, которые помогут планетеТренды, 11:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Все побежали и я побежал: пора ли покупать акции, а не продаватьИнвестиции, 11:00
Как геймификация помогает бизнесуОтрасли, 10:50
Кадыров призвал закрыть салоны красоты, «развращающие людей»Общество, 10:48
Власти сообщили об отбитой атаке дронов в ТуапсеПолитика, 10:40
Как работают биржи в новогодние праздники: график-2025Инвестиции, 10:30
Кандидат в канцлеры Германии заявил, что бизнес страны «загнан в угол»Экономика, 10:25
10 альтернатив живой елке на Новый годНедвижимость, 10:11