Депутаты одобрили поправки о праве СКР возбуждать налоговые дела
Депутаты одобрили поправки о праве СКР возбуждать налоговые делаНа пленарном заседании Госдумы сегодня во втором чтении депутаты одобрили поправки в Уголовный кодекс, который наделяет следственные органы самостоятельным правом возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Все обсуждение поправок длилось не более трех минут, с учетом выступления главы комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова.
«В отличие от первого чтения мы ко второму чтению предлагаем законопроект, в котором все-таки предлагается запрашивать информацию у налоговых органов, и устанавливается соответствующая процедура», – сказал он. По его словам, это «снизит коррупционность и упорядочит проблему». В течение дня он не отвечал на телефонные звонки.
Во время работы над законопроектом профильный комитет проанализировал и подготовил девять поправок, из них только две рекомендовал к принятию. Ключевая принятая поправка – это суть договоренностей Федеральной налоговой службы и Следственного комитета, одобренных в июне президентом Владимиром Путиным.
В соответствии с договоренностью СКР получит право возбуждать дела по налоговым преступлениям. В случае поступления материалов доследственной проверки следователь в течение трех суток направит в налоговую службу копию материалов с предварительным расчетом суммы недоимки по налогам и сборам. Налоговая служба должна представить свое заключение в срок не более 15 суток. Если этого не происходит, следственные органы принимают решение о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении самостоятельно.
Среди отклоненных поправок было предложение в качестве повода для возбуждения уголовного дела по налоговым правонарушениям все же считать материалы налоговых органов, в том числе материалы проверки налоговиками материалов доследственной проверки. Также предлагалось к обвинительному заключению по уголовным делам в обязательном порядке прилагать акт выездной налоговой проверки за спорные периоды и по налогам, неуплата которых является сутью дела [«объективную сторону состава преступлений»].
Кроме того, депутаты предлагали продлевать срок, в течение которого следственные органы должны принять решение по материалам доследственной проверки [сейчас трое суток] до тех пор, пока налоговая не представит свое решение по материалам и не закончит проверку. Еще среди принципиальных отклоненных поправок – изменения в Налоговый кодекс, которые прописывали бы в числе обязанностей налоговых органов по запросу следственных органов проводить налоговые проверки «в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента получения запроса».
Предложенная схема «позволит активизировать работу по выявлению сложных схем налоговых мошенничеств», – говорил глава СКР Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» в сентябре этого года. Действующий сейчас механизм фактически отстранил органы внутренних дел «от процесса выявления налоговых преступлений», пояснял Бастрыкин. «Налоговые мошенничества… не могут быть полноценно выявлены и раскрыты без проведения оперативно-разыскных мероприятий. А налоговый орган не наделен такими полномочиями», – говорил он.
ФНС отмечает сокращение количества выездных проверок. Их количество в первом полугодии снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 22 тыс. до 19 тыс. «Их качество растет. В I полугодии вышестоящими налоговыми органами и судами было отменено на 20% меньше сумм, доначисленных в ходе налоговых проверок, чем в I полугодии 2013 года», – сообщил РБК представитель ФНС. На вопросы, касающиеся работы над законопроектом, в ФНС не ответили.
Предложенная схема «не идеальная. Идеально было бы как есть, но нужен был компромисс», – признает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров [отвечает за защиту бизнеса].
Кардинальных изменений в законопроект бизнесу внести не удалось, несмотря на предпринятые попытки. РСПП предлагал дать право налоговикам выдавать заключение на расчеты доследственной проверки, сообщил РБК президент РСПП Александр Шохин. В текущей версии законопроекта участие налоговиков остается формальным, говорит он. «Они должны предоставить заключение о том, проводилась ли по фактам возможных нарушений проверка или нет и выявлены ли в ходе проверки нарушения. По сути это информационная справка», – считает Шохин.
«Деловая Россия» предлагала внести в качестве поправки в законопроект повышение порога возбуждения уголовного дела по «налоговым» 198 и 199 статьям УК, сказал РБК Андрей Назаров. Предложение по повышению порога уже было одобрено президентом, сообщал ранее РБК со ссылкой на бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Титов уточнил, что порог может быть поднят в два раза. Андрей Назаров говорит, что обсуждается повышение «в два–три раза».
Сейчас для физических лиц крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов за три финансовых года подряд более 600 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов или же сумма превышает 1,8 млн рублей. Для юридических лиц при схожих условиях крупным размером признается сумма более 2 млн рублей (с долей свыше 10% от общей суммы налогов), либо свыше 6 млн рублей. Предложение бизнеса о соответствующем повышении уже доведено до правительства, указывает Назаров.
«Мы хотели, чтобы эти поправки сразу были бы учтены в этом законопроекте. Если будет нижний порог поднят, это позволит не привлекать к уголовной ответственности [часть] предпринимателей. Мы общались с депутатами [по этому поводу], но [поправки не прошли]», – говорит Андрей Назаров.
Первый заместитель главы профильного комитета Госдумы Юрий Напсо подтвердил РБК, что комитет получал соответствующие предложения и они были отклонены. «Комитет большинством принял такое решение», – сказал он, затруднившись назвать причины. Депутаты объяснили отклонение поправок о повышении порога возбуждения дела тем, что вопрос еще находится на рассмотрении в правительстве и вносить его в Госдуму «поздно», говорит Назаров.
«По этим темам мы работаем с администрацией президента. У нас было много совещаний на эту тему. И есть подвижки – повышение порога по налоговым статьям. Но в целом законопроект сохраняет репрессивный уклон», – говорит Александр Шохин.
Сейчас РСПП беспокоит, что если законопроект примут в текущей версии, то схема деятельного раскаяния будет использоваться как способ давления на бизнес. Сейчас предполагается, что бизнес сможет оспорить в арбитражных судах действия налоговиков уже после уплаты налоговой недоимки и возвращения части заплаченных средств в случае выигрыша в суде. «Сейчас, поскольку уголовное дело сразу возбуждается, деятельное раскаяние означает, что вы признали свою вину без права продолжать судебное разбирательство в арбитражном суде. Это будет способом шантажировать бизнес, поскольку в противном случае – выемка документов, остановка бизнеса, аресты руководителей и так далее», – поясняет Шохин.
Ранее похожие опасения РБК выражали и юристы. Одобренная президентом схема может вернуть систему, когда компания выигрывала дело в арбитражном суде, а ее руководителя по тому же факту осуждали в суде общей юрисдикции, где процент оправдательных приговоров составлял 0,2–0,3%, предупреждал партнер налоговой практики «Гольцблат BLP» Евгений Тимофеев.