Как Минтруд решил настоять на взыскании долгов по зарплате без суда
Минтруд скорректировал законопроект, расширяющий полномочия трудовых инспекторов при погашении задолженности компаний по зарплате перед работниками. Министерство предлагает разрешить трудовым инспекторам без решения суда привлекать судебных приставов для принудительного взыскания у работодателя начисленной, но не выплаченной работнику зарплаты — этот законопроект (.pdf) опубликован на сайте Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
Минтруд сообщил РБК, что по законопроекту «завершается процедура межведомственного согласования».
Суть инициативы
Законопроект меняет формат взыскания с компаний задолженности по зарплате. Если работодатель не погасил долг по зарплате в срок, указанный в предписании трудовой инспекции, то инспектор сможет оформить исполнительный документ в соответствии с 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и направить его Федеральной службе судебных приставов (ФССП), следует из законопроекта. Сейчас приставы имеют право взыскивать долг по зарплате лишь после решения суда.
Копию исполнительного документа получит и работодатель, в течение десяти дней он сможет обжаловать решение трудового инспектора в суде. Судебный пристав в течение двух месяцев должен будет взыскать задолженность у работодателя, говорится в законопроекте.
Предлагаемый механизм создает дополнительные к судебным возможности для погашения долгов, но не повлечет за собой дублирование полномочий судебных органов трудовыми инспекциями, отмечает Минтруд в пояснительной записке. Согласно результатам анализа ведомства, значительная часть работников обращаются с жалобами на невыплаты зарплаты в трудовые инспекции, а не в суд, «в том числе в связи с тем, что работники не обладают специальными юридическими знаниями, необходимыми для соблюдения установленной процедуры для обращения в суд».
По данным Росстата, на 1 октября суммарная задолженность по зарплате составила 3,1 млрд руб. За первое полугодие 2018 года в Роструд поступило 83,7 тыс. обращений граждан в связи с задолженностью по зарплате. Федеральная трудовая инспекция провела 17,7 тыс. проверок по оплате труда. За январь—июнь трудовые инспекторы добились погашения долгов по зарплате в размере 6,53 млрд руб. перед более чем 256 тыс. работников, приводит данные Минтруд.
Спорное предложение
Инициативу, которая рассматривалась на рабочей группе Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК), поддержала профсоюзная сторона комиссии, сказала РБК заместитель председателя ФНПР Нина Кузьмина. РТК — координационный орган правительства, в котором участвуют стороны профсоюзов и работодателей. Координатором правкомиссии выступает вице-премьер Татьяна Голикова.
«Суды перегружены этими вопросами, судебный департамент тоже перегружен, поэтому расширение полномочий трудовой инспекции в части восстановления нарушенных прав работников было бы хорошо», — отметила Кузьмина.
По данным судебного департамента при Верховном суде, за 2017 год в судах первой инстанции было рассмотрено более 462 тыс. дел о взыскании невыплаченной зарплаты и других трудовых выплат. В большинстве дел (почти 450 тыс.) требования истцов были удовлетворены, следует из пояснительной записки к законопроекту Минтруда.
Но бизнес выступил против расширения полномочий трудовой инспекции. Предлагаемый порядок взыскания задолженности может затянуться для работника более чем на полтора месяца, а в случае обжалования работодателем решения инспектора — на более чем четыре месяца, говорится в заключении Торгово-промышленной палаты России к законопроекту. В то же время при обращении в суд можно достичь результата за восемь дней, подчеркнули в ТПП. Такой продолжительный срок сделает «бессмысленным» предложение законопроекта о взыскании начисленной, но невыплаченной зарплаты с помощью трудовой инспекции.
«Считаем нецелесообразным наделение инспекции труда новым полномочием, дублирующим полномочия суда, реализация которого займет в несколько раз более продолжительный срок», — говорится в заключении ТПП.
Кроме того, внесудебное списание денежных средств по решению трудового инспектора с банковского счета работодателя является «существенным ограничением прав участников экономического оборота и может привести к тяжелым финансовым последствиям для организации», добавили в ТПП.
Для привлечения судебных приставов с целью защиты нарушенных прав граждан решение суда необязательно, возражает адвокат «НЮС Амулекс» Екатерина Никонова. Предложенный законопроектом механизм позволит в большей степени защитить конституционное право работников на вознаграждение за труд, гарантирует охрану государством их прав и избавит работников от длительных судебных разбирательств, полагает она. «Со стороны недобросовестных работодателей предложенные нововведения вызовут негативную реакцию, так как упрощение и доступность порядка взыскания начисленной, но невыплаченной заработной платы причинит имущественные потери», — считает адвокат.
Вопросы не только у бизнеса
Впервые документ был опубликован в марте на портале раскрытия нормативно-правовых актов. Минэкономразвития, которое проводило оценку регулирующего воздействия предыдущей версии законопроекта и выдало на него отрицательное заключение, указывало, что некоторые положения документа вводят «избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц» в сфере предпринимательства. Документ также повлечет необоснованные расходы бизнеса и бюджетов всех уровней, подчеркнули в министерстве. Кроме того, министерство указывало на отсутствие однозначного механизма взыскания задолженности.
В новой версии документа Минтруд формально по-новому прописал порядок взыскания средств. Из него следует, что, если работодатель в срок не выполнил предписание инспектора по выплате зарплаты, тот принимает решение о «принудительном исполнении» этих требований. Разъяснения он приводит в соответствующем предписании. Затем решение направляется судебным приставам, а работодатель получает по почте его копию в течение трех дней. После этого у предпринимателя есть десять дней на его обжалование.
Впрочем, хотя формулировки этого порядка в новой версии законопроекта поменялись, по существу он во многом повторяет положения из старой версии документа. РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Минэкономразвития в отзыве также указало, что в отношении бизнеса и так уже действует административная ответственность в виде штрафа за нарушения при выплате зарплаты. Предложенный Минтрудом подход противоречит основным принципам защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и лишает работодателя возможности оспорить установленное в ходе осуществления внеплановой проверки нарушение, подчеркнуло ведомство.
Законопроект планировался к рассмотрению на заседании РТК, следует из повестки на 26 октября, также опубликованной ФНПР. Однако рассмотрение законопроекта было отложено, он не согласован. «В повестке его нет, он продолжает процедуру согласования», — сообщила РБК вечером в четверг Нина Кузьмина. Информацию о том, что в итоговой версии повестки заседания этого законопроекта нет, подтвердили и в секретариате РТК.