Ответ «агрессору»: как санкции против Турции ударят по бизнесу в России
Россия в четверг объявила о подготовке полномасштабных экономических санкций в ответ на «акт агрессии» со стороны Турции. Как сообщил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, президент России поручил правительству разработать систему экономических мер, среди которых могут быть замораживание программ экономического сотрудничества, ограничения по финансовым операциям и торговым сделкам, пересмотр таможенных пошлин, «меры воздействия» на туризм, авиаперевозки и перемещение морских судов.
Турция — один из крупнейших торговых партнеров России, и экономические санкции неизбежно ударят как по турецкому, так и по российскому бизнесу. Но представитель Минэкономразвития заявил РБК, что пока преждевременно говорить о влиянии на экономику ответных мер в отношении Турции, так как «еще нет окончательного перечня мер».
Санкции против Турции будут приняты на основании закона «О специальных экономических мерах», сказал Медведев, поручив профильным ведомствам, включая Минтранс, Минсельхоз и ФТС, в течение двух дней подготовить свои предложения по этим мерам. При этом Россия может задействовать исключение из правил ВТО (Россия и Турция — члены ВТО и по умолчанию связаны режимом наибольшего благоприятствования), содержащееся в статье XXI соглашения ГАТТ, сказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. Эта статья позволяет ограничивать торговые отношения с другой страной — участницей ВТО в случае угрозы национальной безопасности.
Принятый в 2006 году закон о специальных экономических мерах дает российским властям право безотлагательно реагировать на любые недружественные действия других государств. Документ, в частности, позволяет временно приостанавливать действие торговых и иных внешнеэкономических договоров с такими странами, программы экономической, технической помощи и военно-технического сотрудничества. Кроме того, закон разрешает ограничивать или запрещать финансовые и иные внешнеэкономические операции с недружественной страной, изменять ввозные и вывозные пошлины, ограничивать туризм, закрывать порты и воздушное пространство для ее судов. Решение применить специальные экономические меры принимает президент на основании предложений Совета безопасности России, указано в законе. Предложить такие меры президенту также могут правительство, Совет Федерации или Госдума. О решении незамедлительно должны быть уведомлены Совфед и Госдума.
АЭС и газопровод под угрозой
Премьер-министр сообщил о возможной приостановке или полном сворачивании совместных с Турцией инвестиционных проектов, не назвав конкретных проектов. АЭС «Аккую», которую начал строить «Росатом» на южном побережье Турции (на проект уже выделено $3 млрд, а общая стоимость оценивается в $22 млрд), и проектируемый газопровод «Турецкий поток» подпадают под возможные экономические меры, сказал министр экономического развития Алексей Улюкаев, но, как позднее уточнила РБК его представитель Елена Лашкина, решение по этим проектам на данный момент не принято.
«Энергетические связи — наиболее существенный канал взаимозависимости России и Турции», — отмечают аналитики HSBC в обзоре за 26 ноября. В 2014 году «Газпром» экспортировал в Турцию 23,7 млрд куб. м газа, что соответствует 5,3% общей газодобычи концерна. Кроме того, Турция закупает у России небольшое количество сырой нефти, а также уголь (29% турецкого импорта угля идут из России). «У нас нет причин ожидать непременного срыва энергетической торговли, поскольку обе страны понесут от этого потери», — пишет HSBC.
Преференциального режима не будет
Медведев также предложил свернуть переговоры по подготовке соглашения с Турцией о преференциальном режиме для услуг и инвестиций. Стороны начали вести такие переговоры в 2014 году, и к настоящему времени состоялось два раунда переговоров. Третий должен был пройти в Турции в январе 2016 года, но теперь не состоится, переговоры приостановлены, сообщил РБК представитель Минэкономразвития. «К сокращению инвестиций Турции в России прекращение этих переговоров не приведет, так как существующий режим не изменяется», — уточняет представитель министерства.
Соглашение предусматривало, в частности, «высокий» уровень защиты взаимных инвестиций. Кроме того, турецкая сторона предлагала включить в проект соглашения раздел по государственным закупкам, говорится в ноябрьской справке Минэкономразвития по торгово-экономическому сотрудничеству России и Турции.
По данным Банка России, на которые ссылается Минэкономразвития, прямые инвестиции Турции в Россию в 2014 году составили $135 млн, а в первом квартале 2015 года — $120 млн. Прямые инвестиции из России в Турцию в 2014 году составляли $1,18 млрд, в первом квартале 2015 года — $786 млн.
«Переговоры по новому соглашению о преференциальном режиме для услуг и инвестиций находились в зачаточной стадии, только начинались. Задача, которая была поставлена перед нами, — повысить тот уровень, который существует в рамках действующего соглашения (о поощрении и взаимной защите инвестиций 1997 года. — РБК). Сейчас переговоры приостановлены», — уточнила РБК Елена Лашкина.
Риски ускорения инфляции
Минсельхоз в четверг сообщил, что готовит предложения по ограничению поставок продовольствия из Турции. По данным ведомства, в 2014 году импорт аграрной продукции и продовольствия из Турции составил $1,76 млрд, доля в общем объеме российского продовольственного импорта — 4,3%. Последствия возможного запрета на поставки турецких продуктов питания будут незначительными, уверены аналитики Morgan Stanley. «Если сектор справляется с запретом на поставки продовольствия из Евросоюза, США, Австралии и т.д., он справится и с включением в этот список еще одной страны», — пишут они.
Кроме того, нужно учитывать, что значимость Турции как источника поставок продовольствия в Россию в последнее время снижалась. Турция не сумела извлечь преимущество из продовольственного эмбарго России в отношении Запада: экспорт продуктов питания из Турции в Россию за девять месяцев 2015 года сократился на 5%, пишут экономисты HSBC. А по данным Минсельхоза, за десять месяцев текущего года импорт сельхозпродукции и продовольствия из Турции сократился и вовсе на 21% (до $1,04 млрд).
Ограничительные меры в отношении продуктов питания из Турции будут означать для российского потребителя рост цен — как на турецкие товары, так и на все их заместители, говорит директор по прикладным исследованиям РЭШ Наталья Волчкова. «Не будет турецких мандаринов — все мандарины подорожают», — приводит пример она. Оценить точный эффект очень сложно, но российская экономика крайне чувствительна к шокам. «У нас настолько неконкурентная среда на уровне поставщиков сетей, что даже намеки на то, что с чем-то могут быть проблемы, приводят к существенному росту цен. В этом смысле у нас очень высокая чувствительность, особенно в краткосрочной перспективе», — рассуждает эксперт. По оценке Волчковой, повышение цен на продукты, которые подпадут под турецкие санкции, окажется не ниже 15%. «Это психология наших компаний, которые на этих рынках работают», — объясняет она.
Эксперт Комитета гражданских инициатив и Института современного развития Никита Масленников согласен, что торговые ограничения против Турции могут отразиться на уровне инфляции. «Если исходить из наихудшего развития событий, мы получим такой же эффект, как от введения встречных санкций (продуктовые контрсанкции, введенные в августе 2014 года. — РБК). К концу 2015 года инфляция гарантированно выйдет за 13% — примерно 13,2–13,5%», — прогнозирует он. Сейчас, по прогнозу Минэкономразвития, она в 2015 году ожидается на уровне 12,2%, хотя замглавы Минфина Максим Орешкин на прошлой неделе заявил, что инфляция в 2015 году может превысить 12,4% при сохранении текущего уровня цен на нефть Urals.
Турецкие стройки могут быть свернуты
Санкции против Турции могут вылиться в ограничения и запреты на деятельность «экономических структур Турции» на территории России и на выполнение работ и оказание услуг турецкими компаниями, также указал Дмитрий Медведев. По данным Турецкой ассоциации строительных подрядчиков, на конец 2013 года портфель проектов турецких компаний в России составлял $5,7 млрд. Среди последних на российском рынке недвижимости выделяются Enka и Renaissance Construction. Первая в 2014 году стала седьмой в рейтинге крупнейших рантье России по версии Forbes, получив от сдачи в аренду коммерческой недвижимости доход $412 млн. Enka владеет в том числе гостиницей «Swissotel Красные Холмы», «Башней на набережной» (часть «Москва-Сити») и МФК «Кунцево Плаза».
Renaissance — один из крупнейших генподрядчиков строительства в России, который занимается такими проектами, как строительство небоскреба в «Москва-Сити» (350 тыс. кв. м) и индустриального парка «Кола» в Санкт-Петербурге (650 тыс. кв. м).
В 2014 году граждане Турции, работающие в России, отправили на родину $167 млн через системы денежных переводов (на 5,7% больше, чем годом ранее), следует из статистики Банка России. За первое полугодие 2015 года денежные переводы из России в Турцию составили $73 млн.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень не исключил, что турецкие компании уйдут с российского строительного рынка. При этом он полагает, что серьезного влияния на рынок это не окажет, так как в массовом жилье экономкласса работают преимущественно российские застройщики, а в сегменте премиум-класса отечественные компании смогут заменить турецкие. «После событий с российским самолетом любая поддержка турецких проектов на российском строительном рынке будет пересмотрена», — сказал министр.
Если российский бизнес понесет ущерб от специальных экономических мер против Турции, власти постараются его возместить, пообещал Алексей Улюкаев. «Мы сейчас внимательно анализируем всю совокупность этих мер — конечно, возникают определенные риски для туристической отрасли, для авиаперевозчиков, для компаний, которые работают в области экспортно-импортной деятельности», — заявил он журналистам. Правительство «будет думать над тем, каким образом компенсировать возникающие потери».
При участии Светланы Бочаровой