Минфин оценил риск санкций против российского госдолга
В Минфине России считают маловероятными дополнительные санкции США в отношении российского госдолга. Об этом заявил журналистам директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Петр Казакевич, передает корреспондент РБК. «Мы не можем исключать введения новых санкций в отношении российского госдолга, но считаем их маловероятными, потому что они пойдут против интересов инвесторов соответствующих стран», — сказал Казакевич (был назначен на должность главы департамента в сентябре 2020 года).
В августе 2019 года США в ответ на отравление Сергея и Юлии Скрипалей в британском Солсбери ввели частичные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях валютных госбумаг России (еврооблигаций). Однако торговля российскими евробондами на вторичном рынке и покупки рублевых ОФЗ не блокировалась, что сделало эти ограничения во многом символическими. В конгрессе США не первый год лежат законопроекты DASKA («О защите американской безопасности от агрессии Кремля») и DETER («О сдерживании иностранного вмешательства в американские выборы»), включающие санкции против всего суверенного долга России. Но после выборов в конгресс в ноябре 2020 года большинство в сенате осталось за республиканцами, а большинство в палате представителей — за демократами, что не увеличило шансы на прохождение этих инициатив.
«Панических настроений [среди инвесторов] нет, мы привыкли жить в условиях санкций, и санкции сделали нас сильнее. <...> Не исключаем, что они [санкции] могут быть, но я считаю, что мы к этому готовы», — заявил Казакевич.
Он напомнил, что в начале 2018 года Казначейство США заключило, что санкции против российского суверенного долга были бы нецелесообразны, потому что, по словам Казакевича, российские активы «глубоко интегрированы в мировой финансовый рынок и враждебные действия против госдолга прилетят бумерангом к инвесторам тех стран [которые введут такие санкции]». В декабре 2019 года власти США повторили, что не поддерживают санкции против российского госдолга, поскольку они «могут повредить конкурентоспособности крупных компаний США, управляющих активами».
Доля иностранцев в российском госдолге
Глава департамента Минфина указал, что доля иностранцев на российском рынке госдолга обычно колеблется от 25 до 30%. «Если иностранцы уходят, то российские участники приходят», — сказал чиновник, и это «страхует российский госдолг от колебаний конъюнктуры, в том числе от нарастания санкционной риторики». По последним данным Банка России, доля нерезидентов на рынке ОФЗ в сентябре на фоне политической неопределенности в США перед выборами снизилась с 29,4 до 26,8% — до 38,3 млрд в долларовом эквиваленте. Вместе с евробондами доля иностранных инвесторов в российском госдолге достигает $59 млрд.
Вместе с тем Счетная палата отмечала в октябре, что высокая доля нерезидентов на рынке ОФЗ создает определенные риски для федерального бюджета на тот случай, если «массовая реализация нерезидентами принадлежащих им портфелей ОФЗ» (например, в результате новых санкций) приведет к росту доходности госбумаг.
Казакевич также прокомментировал недавнее размещение суверенных еврооблигаций России, состоявшееся сразу после президентских выборов в США. Он отметил, что это было первое размещение евробондов после частичных санкций США против российского валютного госдолга, и оно потребовало контроля за ограничениями Минфина США. Бумаги были размещены в евро (на €2 млрд), банки-организаторы попросили у инвесторов заверений, что они не относятся к категории американских банков. «Нам было важно протестировать механизм привлечения в этих условиях. Считаем, что успешно справились с этой задачей. Предложили бумаги тем инвесторам, которые были не ограничены санкциями», — сообщил Казакевич.
По его словам, инвесторы продемонстрировали «неплохой» спрос, который при определенных условиях мог быть и выше. «Будем стремиться [улучшить размещение евробондов] в следующем году», — добавил он.
Массированные госзаимствования
Казакевич отметил, что 2020 год оказался «уникальным для российского бюджета»: Минфин уже перевыполнил годовой план по заимствованиям, разместив ОФЗ на 5,2 трлн руб. (валовый объем). Дополнительные займы понадобились для финансирования антикризисных расходов на фоне сокращения бюджетных доходов. «Таких массированных заимствований, как в этом году, в следующем году не потребуется. Конечно, важным преимуществом является то, что мы подошли к коронакризису с безопасным уровнем долга и можем временно нарастить заимствования», — пояснил чиновник.
По его словам, Минфин в середине года исчерпал потенциал использования инструментов с постоянным доходом и был вынужден существенно нарастить предложение облигаций с плавающим купоном — так называемых флоатеров. На сегодняшний день доля флоатеров, купонный доход по которым привязан к ставке RUONIA (по однодневным рублевым кредитам на межбанковском рынке), размещенных в 2020 году, превысила 3 трлн руб.
Иностранные инвесторы мало интересуются флоатерами и предпочитают облигации с постоянным доходом, обеспечивая примерно треть покупок таких инструментов.
Опасения, что Минфин своими масштабными размещениями ОФЗ «выдавливает с рынка корпоративных эмитентов», Казакевич назвал беспочвенными. Также он опроверг мнение, что бюджет через заимствования «высасывает ликвидность, которая не возвращается» в систему. Он подчеркнул, что Минфин, занимая деньги, одновременно держит на счетах в Казначействе большие рублевые остатки, которые размещаются на депозитах в банках.