Триллионы, выделенные на высокоскоростные поезда, могут отдать Москве
Все три года, прошедшие с момента подписания президентом указа об организации в России высокоскоростного движения, проект существует только на бумаге. Государство до сих пор не решило, стоит ли ВСМ миллиардов бюджетных средств или их лучше направить на другие проекты.
В прошлом году переговоры ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) с чиновниками зашли в тупик. Монополия предлагала запустить пилотный проект с направления Москва - Санкт-Петербург (строительство оценивалось в более чем 1 трлн руб.), а затем проложить магистраль из Москвы в Екатеринбург через Нижний Новгород и Казань (около 2 трлн руб.). Профильные ведомства - Минтранс, Минэкономразвития и Минфин - не смогли выработать согласованную позицию.
В этом году проект ВСМ был реанимирован. Для продвижения проекта РЖД пригласили на работу бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина. В апреле он сообщил, что теперь в качестве первого участка ВСМ рассматривается направление Москва - Казань, а ближе к осени правительству будут представлены все расчеты.
Между тем столичные власти пытаются убедить правительство в том, что государству будет гораздо выгоднее вложить деньги в развитие МТУ, нежели потратить их на создание системы высокоскоростных магистралей. В мэрии подсчитали, что только эффект экономии времени в пути в МТУ на 50% превышает социально-экономические эффекты от проекта ВСМ-2 (имеется в виду участок Москва - Екатеринбург, который должен был стать вторым по счету). Количество поездок "от двери к двери" в проекте ВСМ-2 к 2020г. составит 10 млн, тогда как в Москве (при условии реализации всех мероприятий) - 4 млрд, а внутри МТУ - 6,8 млрд.
Кроме того, в расчетах московских чиновников указывается, что при реализации проекта скоростных магистралей эффект от экономии времени в пути составит 265 млрд руб., тогда как при развитии транспортных коридоров Москвы и области - 1,9 трлн руб. для Москвы и 3,4 трлн руб. - для всего МТУ. "Еще более значительным будет влияние на ВРП регионов и ВВП страны", - утверждает представитель городской администрации.
Увеличение пропускной способности транзитных коридоров МТУ на 30%, среднесуточной скорости железнодорожных грузоперевозок с 10 км/ч до 15-20 км/ч, снятие транспортных ограничений на экспорт в западном, южном и северном направлениях, а также сокращение издержек при межрегиональной кооперации производства дадут повышение ВРП других регионов на 2,2 трлн руб. В Центральном федеральном округе (ЦФО) рост ВРП прогнозируется в размере 3,5 трлн руб. за счет сокращения времени в пути на 20% и увеличения в связи с этим производительного времени жителей московской агломерации. В итоге ежегодный эффект на ВРП достигнет 5,7 трлн руб., что в пересчете на ВВП страны составляет 8,5%.
Авторы концепции ВСМ-2 обещают прирост ВРП в городах - остановочных пунктах на 511 млрд руб. Представитель мэрии говорит, что эти расчеты и выводы уже были продемонстрированы Сергеем Собяниным главе правительства Дмитрию Медведеву. По его словам, программа развития МТУ до 2020г. объемом 7,1 трлн руб. сверстана с дефицитом. Не хватает 2,2 трлн руб., в том числе 1,2 трлн - до 2016г., в первую очередь на развитие пригородных железнодорожных сообщений, а также строительство и реконструкцию дорог на территории Московской области. "Нам нужно 200-250 млрд руб. в год дополнительно. Это как раз бюджет ВСМ", - указывает собеседник издания.
Источник в правительстве подтвердил, что ему известно о желании столичных властей. "Недавно было обращение в правительство, но вряд ли мэрии стоит ожидать положительного результата, на этот раз есть ощущение, что проект ВСМ действительно утвердят", - говорит он.
"Невозможно, чтобы деньги для ВСМ достались одной Москве, в которую и без того уходят огромные бюджетные средства, и государство дало четко это понять", - говорит собеседник газеты в РЖД. По его словам, в том числе и по этой причине монополии пришлось отказаться от строительства магистрали между двумя столицами.
Другой собеседник издания в транспортной отрасли парирует, что 60% грузопотока, проходящего через Москву, является транзитным, и потому в проект МТУ окажутся вовлеченными многие регионы.
Планируется, что 27 мая 2013г. президент Владимир Путин проведет совещание по ВСМ. Основной вопрос этой встречи - будет ли бюджетное финансирование и в каком размере, подсказывает источник в РЖД.