Власти борются за поставки товаров в Крым в ручном режиме
Он считает, что такого больше не повторится: еще до конца переходного периода в Крыму введут свободную таможенную зону, и товары будут проходить без ограничений. Между тем преодолевать политические осложнения бизнесу по-прежнему непросто, даже с помощью властей.
С 26 мая Министерство аграрной политики и продовольствия Крыма ужесточило запрет на поставки ряда продуктов из Крыма на Украину, усмотрев угрозу для продуктовой безопасности в республике. Если раньше было запрещено поставлять только пшеничную муку, масло, сахар и спирт, теперь запрет распространился на мясо и мясопродукты, молочную продукцию, колбасные изделия.
Поставки местной продукции из Крыма в Россию местные власти не ограничивали, хотя и объявляли об этом 23 мая, сказала РБК пресс-секретарь министерства аграрной политики Крыма Екатерина Мошкина. "У нас все меняется очень быстро. По российскому законодательству между регионами России таможня не имеет права задерживать", - пояснила она.
По информации ведомства, риск перебоев с некоторыми продуктами в Крыму высок. "Некоторые продукты украинцы уже не поставляют, а российские поставщики - еще не поставляют. Например, некоторые молочные продукты не поступают с Украины", - пояснила Мошкина. Пока поставки из Крыма были приостановлены письмом министерства на таможню, сказала она.
Проблемы с поставками, по тем или иным причинам, наблюдаются во всех отраслях, вздыхает Олег Савельев. "Это действительно существенный слом", - говорит он, перечисляя проблемы бизнеса: разрыв связей с поставщиками, потребителями, вынужденная переориентация бизнеса. Хлопот добавляют политические оппоненты, которые давят на собственников международных компаний, признается министр, поэтому поставщиков иногда приходится "подталкивать" в Крым.
Минэкономразвития на прошлой неделе направило письмо российским автопроизводителям с просьбой обратить внимание на поставки в республику. "Проблема связана с тем, что зачастую политика побеждает здравый смысл. У нас многие автопроизводители имеют зарубежных собственников", - отмечает Савельев.
Еще один пример - магазин "Ашан", который был подразделением украинской сети. "После присоединения была целая процедура очень непростых переговоров, чтобы перевести крымский "Ашан" в качестве подразделения российского "Ашана", - рассказывает министр.
Связи рушатся по многим предприятиям. "Мы ведем постоянный мониторинг и стараемся оперативно подставлять плечо: завезти часть сырья и обеспечить выход на российский рынок продукции", - говорит Савельев. Примеры успеха есть: крымский завод "Фиолент", по словам чиновника, начал поставлять в Россию электрооборудование, замещена часть поставщиков завода "Крымская сода".
Другим поставкам власти России не слишком рады, рассказывает министр: серый поток транзитом создает угрозу. "Получится беспошлинный проход товаров на российский рынок - это не очень хорошо", - отмечает он. По словам Савельева, эта проблема решается тоже в ручном режиме - заграничные товары без сертификатов не пускают в другие регионы.
"Это территория России, на которой российских документов сейчас нет. Приходится выбирать разумные способы регулирования остальных ограничений, чтобы мы не создавали коллапсы и пробки в жизнедеятельности, которая и так с большим трудом осуществляется", - поясняет он.
То, что властям приходится выбирать такие методы регулирования, неудивительно, считает завкафедрой Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Андрей Спартак. Логистические схемы менять нецелесообразно, а выстраивать новое регулирование в режиме особой зоны придется долго. "Сейчас это все будет сводиться к временным и чрезвычайным мерам", - прогнозирует он.
Елена Малышева