РЖД предсказали убыток в 142 млрд руб. в 2017 году
«Российские железные дороги» (РЖД) сделали прогноз для межведомственной рабочей группы, заседание которой накануне провел вице-премьер Аркадий Дворкович. В итоге компания может закончить 2017 год с убытком в 142,4 млрд руб., сообщает газета «Ведомости».
В РЖД изданию сообщили, что компания в 2017 году продолжит оптимизацию расходов, чтобы достичь безубыточности. Знакомый с расчетами РЖД источник, в свою очередь, пояснил, что речь идет о «нулевом варианте финансового плана», «рамочном показателе», в котором «учтены все возможные риски будущего года, в том числе падение экономики, ухудшение ситуации на мировых рынках, отсутствие роста погрузки и прочее». «Такой предельный стрессовый сценарий формируется ежегодно», — отметил он.
По словам представителя Минэкономразвития, РЖД не грозит убыток даже без индексации тарифов. Федеральный чиновник, между тем, сказал, что цифра актуальна. Представительница Дворковича отказалась от комментариев.
Такой убыток может сформироваться из-за того, что расходы вырастут — в основном из-за закупок, где цены не зависят от РЖД, а доходы не будут индексированы, отметил гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Как пишут «Ведомости», в следующем году РЖД прогнозируют продолжение негативных тенденций в перевозках: низкодоходных грузов (уголь, нерудные материалы) будет больше, пробег порожних вагонов увеличится. Доход компании в 2017 году составит 1,24 трлн руб. — это на 0,2% выше прогноза 2016 года, если тариф вырастет на 4,5% (прогноз индексации), а грузооборот — на 13,8 млрд тонно-километров, или 0,5%.
Этого мало для безубыточности, отмечает газета: РЖД могут получить прибыль в 10 млрд руб. в 2017 году, если оптимизируют расходы на 50,3 млрд руб., а также 17,6 млрд руб. в виде дивидендов от «дочек», прибыли от перевозок на МКЖД и пр. РЖД надеются получить еще 40 млрд руб., если будет продлено действие экспортной надбавки к тарифам.
Если же эта надбавка будет отменена, РЖД предлагают дополнительно индексировать тарифы в следующем году. В частности, на 4,2% — на контейнерные перевозки и перевозки в полувагонах 1 и 2-го класса, на 2,2% — для грузов 3-го класса, на 2,75% — для порожнего пробега. В случае если такая мера не будет принята, РЖД предлагают индексировать тариф за порожний пробег на 10%. Изменение в тарификации нефтяных грузов принесет еще 40 млрд руб.
При вступлении в силу указанной точечной индексации тарифная нагрузка на производителей щебня увеличится максимум на 10,3 руб. на тонну, на угольщиков — на 21,4 руб., на производителей черных металлов — на 52,1 руб., следует из материалов РЖД к совещанию у Дворковича. Изменится незначительно и транспортная составляющая в цене грузов: для щебня – 0,9 п.п., до 33,8%, для энергетического угля — на 0,6 п.п., до 19,3%, для металлов — на 0,1 п.п., до 5,2%, сказано в презентации.
Один из участников совещания у Дворковича сообщил, что тот против предложений РЖД, другой передал мнение вице-премьера, что тарифы должны быть справедливыми.