Как война с ХАМАС может повлиять на экономику Израиля
Израиль относится к странам с высоким уровнем дохода по классификации Всемирного банка: страна занимает 18-е место по величине валового национального дохода (ВНД — это ВВП плюс сальдо доходов, полученных гражданами страны из-за рубежа и вывезенных иностранцами за рубеж. — РБК). Ее ВНД на душу населения за 2022 год оценивается в $54,7 тыс. (для сравнения: у России и Китая — примерно по $12,8 тыс.).
Страна занимает 22-е место (сразу вслед за США) по индексу человеческого развития ООН, что определяется в том числе фактором ожидаемой продолжительности жизни в стране, которая достигает 82,3 лет (за 2021 год) — это десятое место в мире.
При этом реальный ВВП Израиля растет высокими темпами: за последние десять лет (с 2013 по 2022 год) он увеличился в полтора раза, или в среднем на 4,1% в год. По итогам 2022 года долларовый ВВП в текущих ценах оценивался в $525 млрд (данные Международного валютного фонда). На 2023 год МВФ прогнозировал (еще до начавшегося конфликта) рост израильской экономики на 3,1%, до $521,7 млрд (в пересчете на доллары номинальный ВВП ниже, чем в предыдущем году, из-за ослабления шекеля, которое происходило и до начала войны).
Во сколько обойдется Израилю конфликт с ХАМАС
Военный конфликт с группировкой ХАМАС, контролирующей сектор Газа, может обойтись израильской экономике как минимум в 27 млрд шекелей ($6,6 млрд по курсу на 26 октября), оценил крупнейший банк Израиля Hapoalim. Это эквивалентно примерно 1,6% прошлогоднего ВВП страны. «Длительность и характер войны будут иметь определяющее значение для глубины ущерба экономике», — сказал 12 октября главный экономический советник Hapoalim Лео Лейдерман. По его словам, существенное снижение может затронуть частное потребление (особенно услуг), в том числе «по психологическим причинам». «Помимо этого пострадают туризм, торговля, транспортные услуги, сектор развлечений и рестораны», — сказал Лейдерман.
По оценке министра финансов Бецалеля Смотрича, прямые издержки Израиля от войны с ХАМАС — примерно 1 млрд шекелей в день ($245 млн).
Влияние на экономику окажет и призыв на войну 360 тыс. резервистов (одна из крупнейших мобилизаций в истории Израиля), что составляет более 8% занятого населения страны — на конец августа 2023 года численность занятых оценивалась в 4,36 млн человек. Прямым следствием такого отвлечения ресурсов будет сокращение экономического выпуска, особенно в отраслях с высокой долей более молодых работников (в том числе в технологическом секторе), считает экономист Эллиот Гарсайд из Oxford Economics.
Индекс голубых фишек Тель-Авивской фондовой биржи TA-35 со дня нападения боевиков ХАМАС по состоянию на 26 октября снизился на 12,8%, а курс шекеля по отношению к доллару за тот же период опустился на 5,3%.
Центробанк Израиля 23 октября понизил прогноз по росту экономики в 2023 году до 2,3% по сравнению с прежними 3%, исходя из допущения, что военный конфликт будет «сконцентрирован на южном фронте в течение четвертого квартала». 9 октября центробанк объявил, что продаст до $30 млрд на открытом рынке (около 15% своих резервов) для поддержки шекеля, который после атаки боевиков обвалился до семилетнего минимума. Это первая такая интервенция Банка Израиля с того времени, как шекель стал свободно конвертируемой валютой (1 января 2003 года).
Роль технологического сектора
Вместе с тем экономика Израиля «восстанавливалась относительно быстро после предыдущих эпизодов обострения насилия, и ее динамизм обусловливается в том числе диверсифицированным сектором высоких технологий как основным двигателем роста», заявило рейтинговое агентство Moody's 19 октября. Израиль остается лидером среди всех стран ОЭСР по интенсивности расходов на НИОКР в гражданском секторе — 5,6% ВВП в 2021 году (последние данные), сообщает ОЭСР в сентябрьском бюллетене (.pdf). Израильское статистическое бюро дает немного другой показатель за тот же год — 5,8% ВВП.
По данным национальной статслужбы, в 2022 году национальные расходы на гражданские НИОКР еще выросли и достигли 6,1% ВВП, или 106 млрд шекелей ($26 млрд по текущему курсу). Более 92% общего показателя обеспечил бизнес, и лишь 1% — государство (еще 6% обеспечили вузы). Израиль известен как «страна стартапов». По данным Управления по инновациям Израиля, в 2022 году технологическая отрасль внесла 18,1% в ВВП (еще в 2012 году ее вклад оценивался в 13,9%).
Израильский экспорт
Почти половина израильского экспорта приходится на высокотехнологичные услуги ($47,8 млрд в 2022 году) и товары ($23,3 млрд). Страна экспортирует программное обеспечение, микросхемы, телеком-оборудование и т.д. Другими крупными статьями экспорта, согласно данным Банка Израиля, являются химическая продукция ($15,4 млрд), обработанные алмазы и бриллианты (более $9 млрд в 2022 году — страна является одним из крупнейших мировых алмазных хабов) и фармацевтическая продукция ($3,6 млрд).
Минобороны Израиля сообщало, что в 2022 году экспорт оборонной продукции (ракеты, системы ПВО, беспилотники и т.д.) составил рекордные $12,6 млрд. Такого результата удалось достичь благодаря Соглашениям Авраама, заключенным Израилем в 2020–2021 годах с арабскими государствами — Бахрейном, ОАЭ и Марокко — о нормализации отношений. Они закупили израильскую военную продукцию на $3 млрд.
Последствия для бюджета
Оборонный бюджет Израиля в 2022 году составил $23,4 млрд в текущих ценах, или 4,5% ВВП страны (данные Стокгольмского института исследования проблем мира — SIPRI — со ссылкой на официальные данные израильского Минфина). По оценкам SIPRI за 2022 год, Израиль занимал десятое место в мире по расходам бюджета на оборону в отношении к ВВП. На оборонные цели выделяется более 12% государственных расходов страны.
Лейдерман уверен, что военные расходы Израиля существенно возрастут из-за войны с ХАМАС. В том числе из-за обязательств по выплате денежного довольствия мобилизованным, а не только из-за необходимости перевооружения. Бюджетный дефицит, по новому прогнозу ЦБ Израиля, увеличится до 2,3% ВВП по итогам 2023 года (против первоначального плана в 1,1% ВВП) и до 3,5% в 2024-м. Часть этого дефицита покроет иностранная помощь со стороны США, заявил Лейдерман.
По данным исследовательской службы конгресса США, Израиль является крупнейшим получателем американской помощи в послевоенной истории: в 1946–2023 годах совокупная поддержка достигает $159 млрд (без поправки на инфляцию), включая $114 млрд военной помощи. Ежегодно Израиль безвозмездно получает от США $3,3 млрд, в основном на закупки вооружений. Администрация США 20 октября попросила конгресс одобрить выделение $14 млрд помощи Израилю через Пентагон и Госдепартамент.