ФАС обвинила Минздрав в плохом контроле за работой медиков
Формальная медицина
Поручение о проведении проверки дала ФАС вице-премьер Ольга Голодец в июле 2014 года. Тогда речь шла о совершенствовании контроля за охраной здоровья и снижении количества неэффективных проверок, пояснил РБК помощник Голодец Алексей Левченко. Проверка не выявила фактов дискриминации участников рынка со стороны Росздравнадзора, пишет ФАС. Зато ведомство выявило другие нарушения, и подробное их описание занимает более 130 листов.
«В целом контроль качества и безопасности медицинской деятельности носит формальный характер», – заключает ФАС по итогам проверки центрального аппарата и 79 территориальных органов Росздравнадзора. Одна из главных причин этого – отсутствие параметров, по которым надзорное ведомство могло бы определить, является ли деятельность медиков качественной или нет.
Необходимых критериев не нашлось в положении, которым руководствуется Росздравнадзор, а также в порядках и стандартах медицинской помощи, хотя по закону эти документы являются базовыми. Без этих норм определить качество медицинской помощи невозможно, поэтому результат лечения может не удовлетворить пациента, а государственные расходы при этом могут оказаться завышенными, говорится в докладе. Минздрав и Росздравнадзор в целом не создали нужную законодательную базу для работы надзорного ведомства, утверждает ФАС.
Антимонопольное ведомство также посетовало на технические сложности с получением достоверной информации от Росздравнадзора. «Были выявлены факты несоответствия представленной центральным аппаратом и территориальными органами информации... а также существенные неточности и технические ошибки», – говорится в докладе. У Росздравнадзора, по данным ФАС, даже нет объективной информации об общем количестве проведенных проверок.
Страховщики не помогут
С выводами ФАС можно частично согласиться, сказала РБК директор Института экономики здравоохранения при ВШЭ Лариса Попович. Правда, по ее словам, Минздрав дает «определенные дефиниции» по определению качества в документах, регулирующих деятельность страховых компаний, но их недостаточно.
Из-за невнятных разъяснений самого Минздрава «складывается ситуация, когда страховая компания может штрафовать, а может не штрафовать за невыполнение стандарта – все в ручном режиме», поясняет эксперт. Кроме того, стандарт и качество – не одно и то же, говорит она, поэтому четкие критерии важны. «В этой части я с ФАС согласна: формально система создана, реально – она работает так, что ничего не меняется», – заявляет Попович.
Адвокатами пациентов по существующей системе должны быть страховые компании, продолжает она, но в действительности этого не происходит, хотя бы потому, что пациенты мало им жалуются: на 1,5 млрд контактов граждан с медицинскими учреждениями в год приходится всего 3 тыс. жалоб. Проверки документов тоже ни к чему не приводят, отмечает эксперт.
«На протяжении последних 15 лет страховые компании докладывают, что в проверенных ими первичных документах медицинского учреждения дефекты качества медицинской помощи наблюдаются в 53% случаев – при этом все 15 лет таким же и остается... ничего не меняется, никто не принимает никаких решений», – говорит Попович.
Вместо существующих порядков ФАС предлагает узаконить клинические протоколы, распространенные в мировой практике. Этот инструмент лучше поспособствует оценке качества работы больниц, поскольку протоколы содержат поэтапный алгоритм лечения. Но мировая система здравоохранения уже шагнула дальше, замечает Попович.
«Опыт США показывает, что даже их хорошо разобранные клинические протоколы дают сбои и больше 100 тыс. человек умирают от правильно выбранного лечения, которое не подходит конкретным людям», – замечает она. Поэтому, пока Россия думает о стандартизации медицины, мир уже уходит от нее к персонификации лечения. «Вся система здравоохранения все больше понимает, что лечить нужно не болезнь, под которую написан протокол, а больного», – говорит Попович. По ее мнению, главным критерием качества должен быть результат. Еще одним критерием может стать субъективное чувство защищенности и удовлетворенности пациентов.
Рецепт от ФАС
В краткосрочной перспективе (до 2016 года) ФАС предлагает предпринять ряд мер по улучшению ситуации. Помимо разработки всех необходимых нормативных актов и перехода на клинические протоколы, антимонопольщики предлагают пересмотреть действующие порядки оказания медицинской помощи вместе с медицинскими экспертами и саморегулируемыми организациями.
Ведомство считает важным сократить плановые проверки и сосредоточить усилия на внеплановых проверках по жалобам. Сегодня контроль «раздроблен» между различными ведомствами, а их работа зачастую не согласована, отмечает ФАС. Например, в области лицензирования медицинской деятельности полномочия Росздравнадзора пересекаются с функциями региональных органов власти. В части проверок — с Рострудом. В результате проверки одних и тех же медицинских организаций может проводить сразу несколько ведомств.
Доклад направлен в правительство 15 января, сообщили в ФАС. Там пока не знают, будут ли рассматривать документ на заседании кабмина. Выводы будут сделаны по итогам анализа доклада, сказал помощник Голодец. Представитель Минздрава не ответил на запрос РБК.