Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 
Эксклюзив

Иностранные компании обошли российские по полученным налоговым льготам

Больше всех налоговыми льготами в России пользуются предприятия химической отрасли, меньше всех — автопром. Иностранные компании получают налоговых льгот больше, чем российские, показало исследование Deloitte и ЦСР
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Две трети (67%) предприятий несырьевых секторов промышленности в России получают налоговые льготы. Наибольшей господдержкой пользуются компании-экспортеры, а в отраслевом разрезе — химические предприятия, следует из поступившего в РБК совместного исследования Deloitte и ЦСР.

  • Наиболее распространены налоговые льготы в химической промышленности — на 9 п.п. выше среднего показателя по всем отраслям.
  • Меньше остальных применяют налоговые льготы производители автомобилей. Почти половина (44%) предприятий автопрома ответили, что сейчас не пользуются ими.

В опросе участвовало 108 компаний ключевых отраслей промышленности — металлургии, автопрома, химпрома и производства промышленного оборудования (85% респондентов — российские предприятия). Более 40% компаний имеют объем выручки до 10 млрд руб. Каждая седьмая (15%) — выручку от 50 млрд до 100 млрд руб., пятая часть (21%) — более 100 млрд руб.

Химпром обладает большей экспортной активностью и налоговой базой и поэтому получает больше выгод от налоговых льгот, пояснила партнер консалтинговой компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Автопром же характеризуется низкой налоговой базой по многим предприятиям, а из-за существенных субсидий от государства не имел стимулы для получения налоговых льгот.

Какие льготы популярнее остальных

  • Чаще всего предприятия пользуются льготами в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП) — их получают 18%.
  • На втором месте по популярности льготы в связи с капитальными вложениями — их применяют 17% промышленников.
  • Льготы в рамках специальных инвестконтрактов (СПИК) или территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) применяют 11 и 10% компаний соответственно.

Получить «входной билет» в РИП легче благодаря сравнительно прозрачным и удобным для бизнеса условиям, поэтому их широко используют предприятия различных отраслей, пояснила партнер Deloitte Юлия Орлова.

Иностранные компании пользуются налоговыми льготами чаще российских (75% против 65%) и в основном выбирают региональные инвестпроекты — на 16 п.п. чаще, чем российские. Иностранные инвесторы, прежде чем начать работу в России, проводят site selection — подробно изучают регионы и ранжируют их по преимуществам для ведения бизнеса; российские же предприятия чаще привязаны к определенному региону, поэтому у них гораздо меньше свободы в применении потенциала льгот, объяснила Орлова.

Доволен ли бизнес СПИК

Каждый десятый производитель применяет действующий с 2015 года механизм поддержки промышленности — специальные инвестконтракты, показало исследование Deloitte. Больше всего участников СПИК среди автопроизводителей. Подобные контракты подписали крупные концерны — Volkswagen, Toyota, PSA (Peugeot-Citroen), GM-АвтоВАЗ, Volvo Trucks и калининградский «Автотор».

Однако, как показал опрос Deloitte, некоторые компании переоценили свои возможности:

  • больше половины участников СПИК (58%) указали на существенные сложности при выполнении экспортных обязательств;
  • еще 45% сообщили о трудностях в разработке и локализации технологий;
  • треть компаний (33%) рассказали о сложностях при выполнении требований к уровню локализации производства, ведению раздельного учета и обязательств по созданию новых рабочих мест.

СПИК создает преференции, которые помогают безболезненно локализоваться, то есть сложности с локализацией вызваны требованиями законодательства и неготовностью компаний достичь результатов, которые ожидает государство, пояснила директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан.

Большинство СПИК с 2015 по 2018 годы было заключено с фокусом на импортозамещение и внутренний рынок — создание изначально не было сфокусировано на конкуренции с мировыми лидерами и экспорт, указала Гольфанд. «Наращивать экспорт, особенно несырьевой, является сложной задачей из-за отсутствия зачастую конкурентных преимуществ по сравнении с зарубежными игроками», — отметила Гольфанд.

Подробности — в материале «РБК Pro».

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 15 февраля
EUR ЦБ: 94,89 (-0,03)
Инвестиции, 14 фев, 17:48
Курс доллара на 15 февраля
USD ЦБ: 90,31 (-0,72)
Инвестиции, 14 фев, 17:48
Суд ЕС обсудил формулу снятия санкций с российских бизнесменовЭкономика, 00:01
Мосбиржа подвела итоги первых тестовых торгов в выходныеФинансы, 00:00
Советник Трампа потребовал «компенсаций» от УкраиныПолитика, 16 фев, 23:56
Рубио рассказал, что США ожидают от России в ближайшие дни по УкраинеПолитика, 16 фев, 23:14
Зеленский прибыл в ОАЭПолитика, 16 фев, 23:07
На Кубани в результате беспилотной атаки пострадала 4-летняя девочкаПолитика, 16 фев, 22:10
«Работа» vs «семья и отдых»: опыт основателя гастропроекта DVK farmРБК и WEY, 16 фев, 22:00
Как добиваться желаемого в любом разговоре
Овладейте действенными техниками на интенсиве РБК Pro «Искусство убеждать»
Подробнее
Пушилин рассказал о выходе к важной трассе на красноармейском направленииПолитика, 16 фев, 21:50
Госдеп призвал наладить работу посольств России и США в обеих странахПолитика, 16 фев, 21:49
«Манчестер Юнайтед» в третий раз в сезоне проиграл «Тоттенхэму»Спорт, 16 фев, 21:39
Юра Борисов не получил премию BAFTAОбщество, 16 фев, 21:37
Уиткофф ответил на вопрос о территориальных уступках по УкраинеПолитика, 16 фев, 21:23
Конор Макгрегор позвал Федора Емельяненко в крупнейшую лигу кулачных боевСпорт, 16 фев, 21:15
Bloomberg узнал о плане ЕС нарастить военные расходы и помощь УкраинеПолитика, 16 фев, 21:06