Эксперты: Модернизация БАМа и Транссиба свяжет Европу с Азией
Как бы мы ни относились к инициативам власти в области экономики, все, что касается жизненно важных для страны проектов, особенно в инфраструктурной области, чрезвычайно важно для населения, качества жизни, освоения территорий, создания рабочих мест и, в конце концов, укрепления обороноспособности страны. Именно на эту тему мы решили переговорить с рядом экспертов. Общий обьем финансирования расширения только Транссиба и БАМа до 2018г. составит 562 млрд руб. Из этих денег 300 млрд руб. могут быть привлечены за счет инвестпрограммы РЖД, а 260 млрд руб. должны быть компенсированы за счет бюджетных источников.
Общее мнение экспертов свелось к тому, что инвестиции в эти масштабные инфраструктурные проекты необходимы и окупаемы для страны: проекты помогут сделать доступными для товаров и людей огромные по протяженности территории, повысят мобильность населения и производительность труда, создадут дополнительные рабочие места. Так, по оценкам министра транспорта Максима Соколова, в результате реконструкции БАМа и Транссиба объем грузопотока увеличится на 55 млн тонн (то есть минимум на 50%). По его словам, удешевление перевозок в свою очередь положительно скажется на конечной стоимости товаров для потребителей. Что касается строительства трассы Москва – Казань, то она в конечном итоге должна положительно отразиться на стоимости пассажирских перевозок.
Важным аспектом развития инфраструктуры специалисты назвали необходимость налаживать в России именно скоростные пассажироперевозки. Об этом РБК рассказал ведущий эксперт "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его словам, важность модернизации высокоскоростных пассажирских перевозок подтверждается успешным мировым опытом в этой сфере, а также растущей мобильностью населения. "Сюда же можно отнести ставку на развитие внутреннего туризма, которому такие перевозки должны очень помочь", - говорит он.
Европейский опыт показывает непосредственную взаимосвязь между вводом в эксплуатацию ВСМ и ростом туризма. Так, с запуском ВСМ между Малагой и Барселоной в январе 2009г. туристический поток в Малагу вырос на 25%.
Строительство ВСМ приводит к созданию новых возможностей в бизнесе для людей и компаний, созданию дополнительных рабочих мест, повышению производительности труда. Наглядным примером служит французский город Лилль, находящийся на пересечении маршрутов ВСМ Лондон - Париж и Лондон - Брюссель.Еще недавно он являлся одним из депрессивных городов с высокими показателями безработицы. В настоящий момент благодаря запуску ВСМ Лилль является третьим по значимости финансовым и торговым центром Франции.
Как отмечает Д.Баранов, постоянно растущий спрос на услуги поезда "Сапсан" тоже доказывает верность выбранного пути и необходимость создания сети высокоскоростных пассажирских перевозок в России. "С начала его эксплуатации 17 декабря 2009г. на начало лета 2012г. было перевезено 6 млн пассажиров, средняя заполняемость его на маршруте Москва – Санкт-Петербург составила порядка 90%. То есть очевидно, что высокоскоростные магистрали нужны стране", - резюмировал эксперт.
Аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева также отметила, что в ходе реализации проекта будут увеличены и грузоперевозки — это, по ее мнению, может стать стимулятором экономического роста РФ. "Модернизация БАМа и Транссиба также необходима для укрепления позиций России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона", - заключила она.
Альтернативное мнение имеет аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов, который уверен, что финансирование трасс решает не столько задачу уменьшения стоимости товаров для потребителей, сколько увеличения пропускной способности "узких" мест. "Расширение БАМа и Транссиба повлияет на пропускную способность, увеличит экспорт. На стоимость товаров в России это не повлияет, так как у РЖД существует свой тариф — бенчмарк — который индексируется в соответствии с инфляцией и не зависит от объема перевозок", - пояснил эксперт. При этом он добавил, что положительный эффект от расширения трасс есть. "Если мы говорим про грузовые перевозки (БАМ и Транссиб), то из-за расширения дорог произойдет и расширение этого узкого места – сейчас инфраструктура не справляется с тем количеством вагонов, которые идут в дальневосточном направлении. С этой точки зрения позитивный эффект очевиден", - отметил он.
Напомним, когда поступило предложение из средств ФНБ профинансировать эти инфраструктурные проекты, В.Путин предложил привлечь к работе над ними независимого финансового консультанта. "Подчеркну, необходимо детально структурировать организационную схему модернизации Транссиба и БАМа. Внимательно просчитать окупаемость проекта, возвратность инвестиций и сроки их возврата. Предлагаю привлечь к этой работе независимого финансового консультанта, которого на конкурсной основе выберет правительство РФ", - заявил тогда глава государства.