Греф оценил потери Сбербанка от швейцарских санкций
«Сегодня предмет нашей заботы — санкции. Сегодня ночью мы прочитали негативную новость, что и Швейцария присоединилась к санкциям. Данные меры оказали на нас определенный негативный эффект, как на нашу операционную деятельность, так и на способность привлекать капитал с рынка. Не могу сказать, что это повлияло существенно на наш бизнес. Скорее, это в первую очередь моральные потери», — сказал Греф.
При этом он отметил, что для команды Сбербанка известие о санкциях оказалось крайне неприятным.
«Мы старались и стараемся строить прозрачную корпорацию и имеем огромное количество инвесторов со всего мира. Мы будем продолжать исполнять все взятые на себя обязательства и продолжать по максимуму защищать интересы вкладчиков и акционеров», — добавил президент Сбербанка.
Герман Греф также выразил надежду, что «способ диалога через санкции» носит временный характер, «поскольку понятно, что язык санкций абсолютно неконструктивен». Кроме того, Греф заявил, что Сбербанк не будет менять основные цели стратегии развития на 2014-2018 годы. Хотя добиться их, по его словам, будет сложно. Украинский бизнес Сбербанка, по словам Грефа, остается под контролем. «Мы вчера общались с нашими коллегами на Украине, ситуация остается контролируемой», — сказал Греф.
Швейцария объявила о присоединении к санкциям Евросоюза 27 августа 2014 года, хотя, не будучи членом ЕС, она не обязана следовать санкциям Брюсселя. Тем не менее, швейцарские власти решили не становиться «лазейкой» для желающих избежать санкционных ограничений.
«Федеральный совет решил «принять все меры, необходимые для того, чтобы не дать возможность обходить санкции Евросоюза на швейцарской территории», — говорилось в заявлении правительства Швейцарии.
После этого решения в Швейцарии компаниям и гражданам запрещено инвестировать в новые акции или облигации пяти российских госбанков — Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Внешэкономбанка и Россельхозбанка. Но страна все же оставила российским банкам возможности для кредитования. В частности, они смогут размещать в Швейцарии «долгосрочные финансовые инструменты», если получат специальное разрешение. Причем требование запрашивать такое разрешение распространяется на юридические лица, в которых Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Внешэкономбанку или Россельхозбанку принадлежит более 50%.
По информации Bloomberg, у Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка и ВЭБа в обращении сейчас находятся облигации в швейцарских франках на общую сумму 4,4 млрд франков ($4,8 млрд). «Дочки» пяти российских госбанков в Швейцарии (такие как Sberbank Switzerland или Gazprombank Switzerland) смогут привлекать средства и без разрешения, если обязуются не передавать их материнским компаниям в России.
Наталья Старостина, Владислав Гордеев, Иван Ткачев