Высокие отношения: Китай скупает у РФ все больше нефти, газа и угля
Как и два года назад, российский президент посетил КНР по приглашению ее председателя Ху Цзиньтао. Однако, по сравнению с визитом образца мая 2008г., экономические вопросы стали звучать острее и оформляются в все более конкретные соглашения. И если в прошлый раз значительное внимание уделялось внешнеполитическим вопросам, то в этом году первую скрипку четко играют поставки энергоносителей.
Национальное достояние оптом
Китай сегодня - локомотив посткризисной мировой экономики. Антикризисные меры китайских властей позволили почти не потерять в темпах роста ВВП - и вот уже экспорт товаров в КНР вытаскивает из рецессии даже крепкую немецкую экономику. Однако за все нужно платить: уверенный рост требует много энергоносителей. И здесь Пекину как нельзя кстати пришлось соседство с богатой разнообразными залежами Россией.
В итоге поставки топлива и сотрудничество в энергетике уверенно вытеснили все остальные темы из повестки дня двух национальных лидеров. Китайцы обеспечили заказами весь соответствующий российский сектор - от шахтеров до ученых-ядерщиков.
Визит президента принес дивиденды крупнейшим поставщикам российских природных ресурсов. Так, СУЭК подписал соглашение о поставках в Китай миллиона тонн угля до конца этого года. ЛУКОЙЛ, в свою очередь, расширил стратегическое сотрудничество с китайской CNPC, в систему которой он намерен поставлять газ (скорее всего, с совместного проекта в Узбекистане). "Роснефть" подписала с той же CNPC контракт о поставках нефти. А "Газпром" согласовал основные условия своих поставок газа в Китай: начать их теперь планируется с 2015г., контракт заключат на 30 лет, а объем поставок будет достигать 30 млрд куб. м в год.
Однако цену на российский газ "Газпрому" согласовать так и не удалось. Это неудивительно: Китай известен своей неуступчивостью в ценовом вопросе. Будучи крупным покупателем, Пекин на переговорах всегда выбивает из поставщика самую низкую цену. "Газпрому", привыкшему к податливости Европы (которой некуда деваться без российского газа), крыть здесь особо нечем - Китай успешно качает газ из соседней Туркмении по ценам ниже европейских, а также добывает его сам. К тому же, значительная часть китайских производств все еще работает на угле, что позволяет стране обходиться импортом газа на уровне всего 7 млрд куб м в год. Другими словами, едва ли российскому газовому гиганту удастся обойтись без существенных скидок.
Странам также удалось договориться об участии "Росатома" в строительстве Тяньваньской атомной электростанции (АЭС). Ее первые два энергоблока были построены "Атомстройэкспортом", и во время визита Д.Медведева стороны подписали контракт на технический проект второй очереди строительства (третий и четвертый энергоблоки). "Начинку" станции обеспечат российские специалисты, оставив китайской JNPC строительство неядерной части АЭС.
А что взамен?
В обмен на столь необходимые ему энергоносители Китай готов поделиться с Россией тем, чем богат сам - деньгами, товарами и, отчасти, специалистами. В финансовой сфере ключевой фигурой выступил китайский банк ICBC - он профинансирует строительство теплоэлектростанции ТГК-2 в Ярославской области стоимостью 15 млрд руб. Другое соглашение ICBC подписал с ВТБ, расширив ему кредитную линию для финансирования импорта китайских товаров с 200 млн долл. до 500 млн долл. Соглашение также предусматривает, что российский банк сможет кредитовать российских импортеров не только в долларах, но и в юанях, и в евро.
В целом договоренности двух стран продолжили развиваться в ключе, заданном кризисом: Россия предоставляет нефть, газ и уголь в обмен на крупные финансовые вливания со стороны КНР. Первое подобное "антикризисное" соглашение было заключено в прошлом году - остро нуждавшаяся в деньгах Россия через государственные "Роснефть" и "Транснефть" получила от Китая кредит на 25 млрд долл. под экспорт нефти в объеме 15 млн т в год. Эхом той договоренности стало приуроченное к визиту Д.Медведева торжественное открытие первого нефтепровода из России в Китай, являющегося ответвлением от ВСТО ("Сковородино-Дацин") - именно по нему и планируется поставлять нефть в обмен на полученный кредит. Ожидается, что в течение 20 лет по этому нефтепроводу в КНР будет поставлено около 300 млн т нефти.
В отличие от предыдущего визита Д.Медведева, когда был заключен контракт на поставку десятков российских вертолетов в Китай, на этот раз сотрудничество в оборонной сфере не состоялось. Однако, как говорится, "не нефтью единой"... К примеру, на переговорах с Д.Медведевым председатель КНР Ху Цзиньтао поддержал высказанную ранее идею начать в обеих странах межбанковские торги в паре юань-рубль. Ожидается, что такие торги начнутся уже до конца текущего года - по крайней мере, Народный банк Китая уже открыл прием заявок на лицензии на ведение рублевых торгов.
Не забыл российский президент и про свой любимый проект - инноград "Сколково", в котором он предложил поучаствовать китайской стороне. В ответ на это предложение председатель КНР инвестиций не пообещал, однако отметил, что Китай заинтересован в участии своих специалистов и институтов в таком проекте и готов рассмотреть различные аспекты такого участия.
Высшая точка
Завершая свой китайский вояж, Д.Медведев посетил выставку "Экспо-2010" в Шанхае. Выступая на ней, он заявил, что отношения России с Китаем всегда носили не конъюнктурный, а стратегический характер и находятся сейчас в высшей точке. Заключенные во время поездки соглашения президент назвал "прорывными" и выразил удовлетворение результатами своего визита.
Действительно, визит Д.Медведева способствовал развитию экономических отношений между двумя странами. Однако подавляющее большинство соглашений предусматривает лишь поставки российского сырья - о высокотехнологическом сотрудничестве много говорить не приходится. Экспорт российских технологий ужался до атомной сферы. Все еще конкурентноспособный российский оборонный сектор остался без заказов после того, как Пекин сделал ставку на собственное вооружение, и та же участь постигает буксующую российскую авиацию.
За последние годы Китай сделал огромный рывок в технологиях и во многом сравнялся с Россией в различных секторах промышленности. К примеру, на Фарнборо в этом году КНР впервые представила собственный истребитель FC-1, ориентированный на экспорт. Развивается и другая китайская военная техника. Ну а китайский автопром прибавляет год от года и даже воспринимается Минпромторгом как угроза развитию автопрома российского.
Автопроизводителям КНР не дают развернуться в России, но во время визита Д.Медведева российская сторона пошла здесь на уступки: Группа ГАЗ подписала в эти дни меморандум, согласно которому китайская FAW в будущем сможет производить свои грузовики на мощностях российской компании и продавать их в РФ. А ведь всего 4 года назад все было наоборот - Группа ГАЗ успешно продавала свою спецтехнику китайским правоохранительным органам.
Впрочем, высшая точка действительно была достигнута - пожалуй, еще никогда Россия не поставляла в Поднебесную энергоносители в таком количестве, как сейчас.
Александр Гаспарян, РБК