Инвесторов на угольный рынок РФ могут привлечь налоговые послабления
После газификации интерес энергетиков к углю увеличивается, тем более, что среди отраслей топливно-энергетического комплекса он имеет более обеспеченную сырьевую базу.
Однако на фоне этих показателей один из самых болезненных вопросов угольной отрасли – проблема безопасности труда. В Китае в результате аварий на угольных предприятиях, по неофициальным данным, гибнет 20 тыс человек, по официальным - 5 тыс человек в год. В России – 241 человек. "Прошлый год нарушил тенденцию последовательного снижения травматизма со смертельным исходом, который мы наблюдали в течение последних десяти лет. Крупнейшие аварии на угольных шахтах в Кузбассе нас отбросили назад", - сказал в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" генеральный директор Института конъюнктуры рынка Александр Ковальчук. Однако по показателю количества смертей на 1 млн т (угля) Россия находится в верхних строчках таблицы рядом с США, Австралией, Южной Африкой.
Проблем в угольной отрасли накопилось много. Эксперты связывают рост количества аварий низкой квалификацией инженерно-технического персонала, потерей школы подготовки кадров, которая была в советское время. В середине 90-х, когда началась массовая приватизация, из отрасли ушло порядка 250 тыс людей, на подземных - порядка 150 тыс шахтеров. Количество профтехучилищ по подготовке шахтеров сократилось в разы: со 149 до 27 заведений по состоянию на прошлый год, констатирует председатель Росуглепрофа Иван Мохначук.
С другой стороны, отсутствие инвестиций в строительство горных сооружений шахт, вентиляционных, дегазационных сооружений привело к тому, что обновление парка горно-шахтного оборудование произошло частично. "Новые собственники потратили деньги на обновление активной части основных фондов (которая увеличивает добычу угля). И дивиденды определенные получены", - говорит А. Ковальчук. За последние 10 лет производительность труда в угольной отрасли выросла в 2 раза, на подземных работах - в 2,5 раза, на открытых работах - в 1,5 раза. Для остального были приняты жесткие превентивные меры, которые обеспечивают безопасность труда.
Стоит заметить, что обновление парка горно-шахтного оборудование произошло за счет импортных поставок из Польши, Германии. Россия сохранила угольное машиностроение частично. Инициативы о возрождении отечественных институтов, занятых разработкой современного оборудования, пока не получили одобрения на правительственном уровне. "Мы не думаем о безопасности страны с точки зрения производства своего оборудования. Западные фирмы теряя объемы добычи, сажают нас на иглу. Они сначала продают нам сэконд-хэнд, а потом поставляют запчасти в три дорого", - охарактеризовал происходящее И. Мохначук.
Говоря о перспективах развития угольной энергетики, эксперты уверены, что сегодня стоит вопрос о частно-государственном партнерстве при освоении новых угольных разрезов. Со стороны государства ожидаются налоговые послабления для инвестирования средств в развитие производства, обеспечение безопасности и подготовка кадров.