Российские дороги становятся все хуже
Теперь им придется дважды платить за право пользования дорогами - сначала в виде косвенных налогов, а затем в виде прямых - за проезд по платным федеральным трассами. Жадность чиновников, говорится в статье, может привести к прямому социальному взрыву.
Как пишет издание, недавно всю страну обошли ролики качающегося от ветра волгоградского моста. Кадры удивительного зрелища, которое стало апофеозом практики дорожного строительства в России, просмотрели миллионы людей. Полотно моста прыгало вверх и вниз, подбрасывая машины на метр. Сначала причину списали на резонирующий эффект – мол, несильный ветер умудрился так раскачать мост через Волгу. А в начале июня эксперты из Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ФГУ ВНИИ ГОЧС) заявили, что "никаких дефектов обнаружено не было". В мировой практике мостостроения прецеденты такого резонанса уже встречались: полвека назад от таких колебаний рухнул мост в США.
Хуже всего дело обстоит на федеральных трассах. По данным бывшего начальника управления эксплуатации автотранспорта Федерального дорожного агентства "Росавтодор" (сейчас он возглавляет корпорацию "Автодор", которой переданы в управление федеральные дороги) Сергея Костина, ежегодный рост количества ДТП на всех дорогах России составляет около 20%. При этом лишь треть федеральных дорог соответствует нормативам, а свыше трети работает в режиме катастрофической перегрузки – старые однополосные дороги просто не справляются с возросшим трафиком. И если протяженность федеральных трасс в стране составляет лишь 6% от общей длины дорог с твердым покрытием, то по аварийности их доля почти в два раза выше – около 10%.
При этом жаловаться на нехватку денег как в 90-е годы строители из "Росавтодора" не могут. В 2007 году на строительство и ремонт дорожной инфраструктуры правительство выделило 173 миллиарда рублей, в 2008 году – более 208 миллиардов рублей, а в 2009 году – 247,7 миллиардов рублей. На 2010 год в бюджете было заложено около 200 миллиардов. В 2011-2012 годах из госбюджета на эти цели инвестируют по 170-175 миллиардов рублей.
К сожалению, говорится в статье "Труда", эти громадные суммы просто растворяются в бюджете структур Минтранса. Согласно Росстату, объемы строительства новых дорог в стране в 2001-2009 годах неуклонно снижались. Если в 2000 году Россия получила 6000 километров дорог с твердым покрытием, то в 2008 году в эксплуатацию ввели 2400 километров. Подобная бесхозяйственность была даже удостоена внимания президента России Дмитрия Медведева, пожелавшего узнать у главы Минтранса Игоря Левитина, почему в России так дорого стоит строительство дорог.
Вместо этого его ведомство пролоббировало создание в 2009 году оператора "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), который получит в управление федеральные трассы (построенные на деньги налогоплательщиков, не будем забывать) и сделает их платными. Уже в мае в ведение "Автодора" были переданы три федеральных трассы, общей протяженностью почти в 3000 километров. К концу года эта структура получит под свой контроль практически все федеральные дороги, идущие из Москвы.
В статье спрашивают: может быть, пора говорить о том, что это нарушит конституционные права граждан на свободу передвижения, а заодно и закон о самом "Автодоре", предусматривающий наличие у любой платной дороги бесплатного дублера? Минтранс, вынашивавший идеи платных дорог еще с 2004 года, так и не смог построить практически ни одной новой за это время, а как ведомство строит на федеральные деньги, можно увидеть на примере того же волгоградского моста.
По мнению экспертов, явная профнепригодность дорожных чиновников доведет дело до социального взрыва. Первой ласточкой стали акции протеста против "Автодора" в конце прошлого года в Московской области. К осени текущего года большинство водителей смогут испытать новые инициативы Игоря Левитина на своем кошельке и им это вряд ли понравится. По мнению лидера движения "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, введение безальтернативных платных дорог (а "Автодор" признается в том, что он их де-факто строить не будет) приведет к массовым протестам и даже перекрытию федеральных трасс. "Это неуважительное отношение к собственным гражданам, которые и так платят все транспортные и дорожные налоги, и при этом их лишают права бесплатно ездить по автодороге", - говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Однако, заключает издание, провалившие все возможные программы государственного дорожного строительства чиновники из Минтранса все равно настаивают на платных дорогах.