Экономисты предупредили о негативных последствиях приговора Навальному
Сергей Алексашенко, экс-первый зампред ЦБ
У меня плохой прогноз, который строится исключительно на логических построениях. Очевидно, что власть дико испугалась возможного мероприятия 15 января, как и любой другой акции массового протеста. Понятно, что 15-го сторонники Навального и те, кому небезразлична судьба страны, собрались бы только в случае карательного приговора. Если власть переносит оглашение приговора на завтра, значит, она знает, что он будет таким, какой вызовет массовый протест.
Если Алексея признают виновным, независимо от условного или безусловного срока, то это будет означать, что виновным отныне может быть признан любой. Независимо от того, что он сделал или не сделал. Российскому суду не важны ни доказательства, ни мнения свидетелей. Как говорится, был бы человек, а дело найдется.
Я не думаю, что обвинительный приговор повлечет за собой революцию или Майдан – российское общество слишком инертно и равнодушно. Каждый наивно верит, что его минует чаша сия. Но в долгосрочной перспективе для малого и среднего бизнеса это будет дополнительным аргументом в пользу того, что любая деятельность в России является уголовно наказуемой.
А еще, и это самое важное с политической точки зрения, лишением свободы Навального Путин и его соратники лишают себя спокойной и беспечной старости – им придется за это сполна заплатить. И не важно: через 5 лет, через 10 или через 20. Цену этого решения им придется обязательно заплатить.
Игорь Юргенс, член бюро РСПП, председатель правления Фонд «Институт современного развития»
Вне зависимости от того, каким будет приговор, время для тех, кто стоит за ним, выбрано удачно. Если будет оправдательным или хотя бы «человеческим» – это будет приятная новость к Новому году. Если же обвинительным, то реакция на него будет неактивной: на валютный рынок перед Новым годом такая новость почти не повлияет. Но сколько веревочке ни виться – конец когда-нибудь будет.
Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России»
Риски [обвинительного приговора] уже были заложены фондовыми игроками. Если приговор будет положительным, то можно ожидать некоторого улучшения фондовых показателей, но если он будет отрицательным, то серьезных долгосрочных изменений не будет. Бизнес уже заложил на будущее наихудший сценарий. Только неожиданно более благоприятный для Навального ход событий может все изменить.
Валерий Миронов, главный экономист Центра развития ВШЭ
Дело Навальных инвесторами рассматривается как один из индикаторов российского бизнес-климата. Это легкий способ для власти использовать этот индикатор в качестве указания на то, что Россия идет в сторону облегчения условий для ведения бизнеса [в случае оправдательного приговора]. [Если приговор будет обвинительным], это может сказаться в отрицательной степени, потому что Навальный достаточно раскручен среди западных инвесторов. Приговор может сказаться на торгах на валютном и фондовом рынке.
Дмитрий Полевой, главный экономист ING по России и СНГ
В текущей геополитической обстановке и ситуации на рынках дело Навального вряд ли существенно повлияет на переоценку рисков глобальными и внутренними инвесторами. Дело имеет политический контекст, и вынесение обвинительного приговора будет явным сигналом оппозиционно настроенной части общества в преддверии запланированных на январь митингов протеста оппозиции. Формально, лишь позитивный исход может оказать какое-либо заметное влияние на рынки, негативный же исход вряд ли добавит сильного негатива. Однако в последние дни года рынки становятся «тонкими» и малоликвидными. Поэтому сам по себе приговор может быть дополнительным поводом для спекулянтов двинуть рынки в нужную стороны, при условии, что остальной новостной фон останется нейтральным.
Александр Калинин, президент «Опоры России»
Инвестиционный климат от других вещей зависит, наверное. От каких? Уровня налогообложения, стоимости трудовых ресурсов, предсказуемости и адекватности экономической политики, регуляторики, уверенности предпринимателей в завтрашнем дне. Навальный-то, какой он предприниматель? Он – политический деятель. Уж точно дело Навального к инвестиционному климату отношения не имеет.