Цены на телерекламу в России выросли до $3 тыс. за минуту
Вместе с тем, нынешний уровень цен остается ниже планки, зафиксированной в 1997 году - 4 тысячи 200 долларов за минуту. По данным В.Коломийца, наименьший показатель цены за историю деятельности российского рекламного рынка был зафиксирован в августе 2001 года - 500 долларов за минуту эфирного времени. Стоимость одного пункта рейтинга по основной целевой аудитории составила в 2002 году 520 долларов против 335 долларов в 2001 году, в 2000 году она равнялась 219 долларам, в 1999 году - 244 долларам.
По мнению В.Коломийца, в 2003 году доля затрат на рекламу в общем российском рекламном бюджете вырастет на 3-5% - до 48-50%. В целом оборот рынка телевизионной рекламы составил в 2002 году 900 млн долларов, что на 76% выше уровня 2001 года (510 млн долларов). В 2001 году прирост этого показателя составил 89%, в 2000 году - 42%. По прогнозам РАРА, в I квартале 2003 года прирост объемов рынка рекламы на ТВ не превысит 40-50% и достигнет в целом за 2003 год 1 млрд 300 млн долларов (около 300 млн долларов придется на регионы). В.Коломиец отметил, что с 2002 года началось замедление темпов роста телевизионного рекламного рынка.
В.Коломиец также отметил, что физические объемы рекламы снижаются. Однако происходит это на фоне роста общего объема телепросмотра за счет трансляции ряда событий - Зимних олимпийский игр, Чемпионата мира по футболу и актуализации показа российских сериалов.
По мнению экспертов, российский рынок медиа-рекламы к 2005 году вырастет на 90%, а его объем в денежном эквиваленте составит 3 млрд 800 млн долларов. В 2002 году рекламы в медиа-среде (телевидение, радио, газеты, журналы и специализированные рекламные издания, наружные носители) было размещено на сумму 1 млрд 990 млн долларов. В 2003 году, по прогнозу РАРА, объем рекламы на этих носителях в денежном эквиваленте составит 2 млрд 730 млн долларов, в 2004 году - 3 млрд 420 млн долларов. В.Коломиец полагает, что темпы роста этого рынка будут постепенно замедляться и составят после 2005 года около 15-20%. Тем не менее, он считает, что даже такой прирост будет большим в сравнении с традиционной динамикой западного рынка рекламы, где этот показатель не превышает 3-5%.
В настоящее время в объеме рекламных затрат в российской медиа-среде на долю телевидения приходится 45%, наружные носители - 20%, газеты - 19%, журналы - 11%, радио – 5%. По итогам минувшего года Россия вышла на 3-е место в Европе по количеству щитовой рекламы (100 тысяч щитов), однако по финансовым объемам пока остается на 4-5-м месте.
Cредние расходы на одного рекламодателя в России в 2002 году составили 490 тысяч долларов, что на 65% ниже уровня 1996 года, когда этот показатель составлял 1 млн 40 тысяч долларов. Однако максимальное снижение рекламных расходов на одного рекламодателя произошло еще в 1999 году. Во многом это связано с массовым выходом на рынок потребления и актуализацией рекламных затрат со стороны отечественных товаропроизводителей.
В 2002 году, по данным РАРА, доля бюджетов российских рекламодателей составила 61% и превысила 1,6 млрд долларов. В свою очередь, затраты, которые пришлись на одно рекламное агентство в минувшем году, составили 6 млн 100 тысяч долларов, в 2001 году - 4 млн 200 тысяч долларов, в 1999 году - 1 млн 120 тысяч долларов. Эти показатели свидетельствуют прежде всего о том, что рекламные агентства постепенно укрупняются, отметил В.Евстафьев.
По словам члена экспертного совета РАРА Виктора Коломийца, в 2002 году наибольшие расходы были направлены на рекламу безалкогольных напитков и пива - около 13% против 12,8% в 2001 году. Он напомнил, что в 2000 году по рекламным расходам лидировал рынок лекарственных препаратов и медицинского оборудования. В отличие от западного рынка, Россия уступает по затратам на рекламу социального характера и государственную рекламу. В мире этот сегмент рынка доминирует. Пока в российской индустрии рекламы незначительную позицию занимает продвижение автомобилей и финансовых услуг, подчеркнул В.Коломиец. Однако в РАРА надеются, что в будущем данные сегменты российского рынка рекламы получат новое развитие.