Крупный бизнес не хочет уходить из офшоров по сценарию Минфина
Новая для российского законодательства концепция КИК обязывает юридические лица и граждан, в существенной степени (от 10% уставного капитала) владеющих иностранным бизнесом в офшорах, сообщить об этом в налоговые органы и заплатить налоги с нераспределенной прибыли.
Один из основных вопросов - как определять контролирующее лицо, считают в РСПП. "Предлагаемого порога владения в 10% недостаточно даже для получения всей необходимой для отчетности информации. Его необходимо существенно повысить", - отметил источник РБК.
В Торгово-промышленной палате считают, что порог должен составлять 50%. На прошлой неделе ТПП обобщила для Минфина предложения таких компаний, как "Русал", СУЭК, АФК "Система", "Норильский никель", "Соллерс", FESCO и "Ренессанс Капитал".
Если сохранить порог на уровне 10%, у компаний возникнут проблемы: собственникам, владеющим миноритарными долями в иностранных активах, могут отказать в получении первичной отчетности. "В большинстве стран ЕС данные записей учетных регистров составляют конфиденциальную информацию компании. Возможны ситуации, когда мажоритарный акционер не будет заинтересован в раскрытии информации какому-то одному акционеру", - предупреждают в ТПП.
Проект Минфина предлагает рассчитывать прибыль контролируемой иностранной компании в соответствии с нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса. "Отчетные периоды в разных странах могут не совпадать, - отметил собеседник в РСПП. - Например, в США финансовый год длится с 1 октября по 30 сентября. Принципы учета и отчетности в юрисдикции, где зарегистрирована компания, также могут серьезно расходиться с российскими правилами".
В 25-й главе сроки предоставления отчетности фиксированные, поэтому применять ее в нынешнем виде нельзя, согласен партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
"Необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, позволяющие контролируемым иностранным компаниям уведомлять налоговую службу в сроки, установленные зарубежным законодательством, иначе проект не будет рабочим", - сказал он.
Законопроект Минфина может ударить по развитию зарубежной активности бизнеса и перекрыть пути экспансии российского капитала, предупредил эксперт РСПП. Если компания ведет активные операции (например, добывает нефть или покупает завод в низконалоговой юрисдикции), то она не должна подпадать под те же ограничения, что и "чисто офшорные структуры, создаваемые для перекачки денег".
Необходимо отделить реально работающие компании от фиктивных структур, согласен Захаров. Для этого в 2010г. власти США приняли акт о стимулировании роста занятости, прописывающий понятные критерии "экономического существа сделки": сделка существенно меняет экономическое положение налогоплательщика, главное в ней - это не получение налоговой выгоды, а достижение своей бизнес-цели с выгодой. "Все это вполне понятные критерии, от которых нужно отталкиваться и российскому законодателю", - считает юрист.
Крупный бизнес просит государство отложить старт программы по деофшоризации с 2015г. на 2016г. либо предусмотреть переходный период, в течение которого штрафы за нарушения закона о контролируемых иностранных компаниях будут снижены.
На прошлой неделе директор департамента налоговой политики "Русала" Владимир Рунов предложил перенести срок вступления в силу закона о КИК с 2015г. на 2016г.
По его словам, чтобы компании смогли выполнить все требования закона о КИК, требуется время. "Желательно предоставить либо отсрочку, либо как минимум нужно предусмотреть переходные правила", - сказал он на обсуждении законопроекта в ТПП. Например, внести изменения в ст.277 "Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)" Налогового кодекса.
"Чтобы в рамках деофшоризации ликвидировать компанию, например, на Британских Виргинских островах, у которой есть активы в других странах, и перевести активы на российскую компанию по 277-й статье, необходимо заплатить 20-процентный налог с прироста активов за все время их существования. Мы предлагаем не платить его в момент реструктуризации, а заплатить тогда, когда компания решит их продавать", - пояснил РБК Рунов.
"Многие в бизнес-сообществе поддержат идею отсрочки применения этих правил до 2016г.", - заявил он. "Очевидно, потребуется введение переходного периода с невзиманием с компаний штрафов в первые годы действия закона (по аналогии с законом о трансфертах)", - согласен эксперт РСПП.
Алиса Штыкина