"Нужный" бизнес заманят в центр Москвы имущественным налогом
Эксперимент с продолжением
С этого года федеральный закон дал регионам возможность исчислять налог на имущество по кадастровой стоимости, а не по балансовой, которая часто намного ниже. Новое исчисление налога коснется административно-торговых, офисных и других непроизводственных зданий, которые регионы должны сначала включить в специальные перечни.
В Москве такой список уже был сформирован на 2014г. В этом году список охватывает объекты свыше 5 тыс. кв. м, со следующего года - свыше 3 тыс. Малому бизнесу на помещение внутри таких зданий дают вычет в 300 м. По данным правительства Москвы, список пока включает около 20% от существующей базы объектов.
Принципы формирования списка на 2015г. "расширились", рассказал РБК Решетников. Город будет предоставлять льготы по налогу на недвижимость таким образом, чтобы стимулировать нужные Москве виды деятельности. "К концу года представим предложения, как дальше использовать имущественное налогообложение, по льготам в том числе", - говорит он. Льготы планируют давать адресно, в зависимости от сферы деятельности компании. Это более справедливо, чем снижать ставку налога, например, для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, считают московские чиновники. Она закрывает лазейки для крупного бизнеса, маскирующегося под группу мелких компаний.
В апреле был принят закон, распространивший обязанность платить налог "по спискам" на малый бизнес, находящийся на упрощенной системе налогообложения или платящий единый налог на вмененный доход. В Минфине исходят из того, что правила налогообложения должны быть одинаковыми для всех собственников, пояснил РБК глава департамента налоговой политики Илья Трунин. "В результате принятых решений сумма налога на имущество может вырасти для организаций, применяющих УСН и ЕНВД", - признает он.
Сегодня в Москве установлены льготы для малых предприятий и бизнеса социальной направленности: "Медицинские, образовательные учреждения платят четверть, у них коэффициент 0,25". Еще одна льгота - для бизнеса в пешеходных зонах, он будет платить 0,1% налога. Это эксперимент, на примерах механизм льгот апробируется. Теперь обсуждается предложение привлекать в центр магазины шаговой доступности. "Центр же не может только из бутиков состоять, там живут люди", - говорит московский чиновник. Сколько всего в московском списке будет объектов с 2015г., Решетников затруднился сказать.
Виртуальные льготы
Участники рынка сомневаются, что им удастся ощутить действие нового механизма. Налог на имущество платят собственники, и на практике он несущественно отражается на ставках аренды, которые диктует рынок, говорит директор по внешним связям группы компаний "Дикси" Екатерина Куманина. "Действенным механизмом регулирования бизнес-среды могли бы стать специальные условия на аренду тех помещений, которыми владеет сам город", - замечает она.
Налоговая льгота вряд ли коренным образом изменит ситуацию, соглашается управляющий директор "Урса Девелопмент" Владимир Капустин. По его словам, это не гарантирует снижения арендной платы для продуктовых магазинов. "У собственника есть два варианта - сдать свое помещение меховому салону, например, за 500 тыс. руб. в год или продуктовому магазину за 200 тыс. Государство должно компенсировать эту разницу владельцу помещения, чтобы система заработала", - поясняет Капустин.
Средняя арендная ставка помещений для уличной розницы (100-200 кв. м), например, на Мясницкой улице в центре Москвы - это 2-3 тыс. долл. за 1 кв. м в год, на Петровке - 3,5-4 тыс., на Тверской - 5-6 тыс. долл., говорит аналитик отдела исследований рынка CBRE Максим Палт. Максимальные ставки на тех же улицах - 5,4 тыс. долл. за 1 кв. м в год, 5,2 тыс. и 8,3 тыс. долл. соответственно. «На эти ставки соглашаются те операторы, чей товарооборот позволяет платить такую аренду, - ювелирные, меховые салоны и т.д., - объясняет собеседник РБК. - Например, одежные и обувные операторы не всегда согласны на такие условия".
В правительстве Москвы признают наличие проблемы. В качестве примера Решетников приводит крупный ТЦ в центре города, не говоря его название, площадью свыше 100 тыс. кв. м с общим уровнем налоговой нагрузки 600 руб. с 1 кв. м. Арендная ставка при этом - 150 тыс. руб. за «квадрат», замечает чиновник. При повышении налога арендная плата может даже снизиться, утверждает он. "Когда ты понимаешь, что за каждый месяц простоя надо платить не только коммуналку, но и налог, ты задумаешься, не снизить ли арендную ставку", - говорит Решетников.
Илья Трунин, глава департамента налоговой политики Минфина
"Я считаю несправедливым, когда в отношении одного и того же объекта, используемого абсолютно одинаковым способом, уплачивается разная величина налога в зависимости от собственника: принадлежит ли он организации, применяющей общий режим налогообложения или специальный налоговый режим. Между прочим, есть офисные здания, торговые центры в Москве, где балансовая стоимость выше кадастровой, они принадлежат разного рода иностранным организациям, как правило. А другие ТЦ, причем очень известные, почему-то у них балансовая стоимость в десятки раз меньше, чем кадастровая. Если мы приняли решение, что надо переходить на исчисление уплаты налога на имущество с кадастровой стоимости, значит, надо переходить по всем имущественным налогам и по всем объектам - это долгосрочный стратегический ориентир".
Максим Решетников, глава департамента экономической политики и развития Москвы
"Мы исходим из того, что объекты включаются в этот перечень вне зависимости от того, в чьей собственности они находятся. Если какое-то ФГУП, а там парикмахерские какие-то, то мы включим. Большой пласт этой работы мы планируем завершить к концу следующего года. Мы планируем проверить все крупные объекты площадью свыше 3 тыс. кв. м и все промышленные зоны. Если там будут выявлены помещения, используемые для сдачи в аренду, под офисы, торговлю, все это будет включено в этот перечень, и эти объекты перейдут на налогообложение по кадастровой стоимости".
Елена Малышева при участии Анны Левинской и Анастасии Дуленковой