Путин позволил российским банкирам соблюдать FATCA
Закон позволит российским финансовым учреждениям обмениваться информацией с иностранными налоговыми органами. Таким образом, российские банки смогут выполнять требования американского закона о налогообложении иностранных счетов (FATCA, Foreign Account Tax Compliance Act).
Согласно этому документу, для того, чтобы российский банк или иное финансовое учреждение могло передать информацию о своих иностранных клиентах налоговым органам других стран, требуется их письменное согласие. В случае отказа клиента контракт с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Вместе с согласием на предоставление сведений о себе для зарубежных налоговиков, от иностранных клиентов потребуется согласие на допуск к этой информации и российских регуляторов, в том числе Банка России, Росфинмониторинга и Федеральной налоговой службы.
В случае отказа финучреждения раскрыть имена клиентов и иную информацию об их счетах предусмотрены штрафы. Для организаций они составят от 300 тыс. до 700 тыс. руб., а для должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
Закон не действует в отношении граждан России и российских компаний, которые на 90% принадлежат государству или гражданам РФ. Кроме того, он предполагает и ответные шаги, то есть допуск российских налоговиков к сведениям о счетах россиян в других государствах. Ежегодно до 30 сентября иностранные компании должны предоставлять ФНС сведения о счетах, открытых гражданами РФ и подконтрольными им предприятиями.
Основной смысл принятия закона "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” заключается в том, что теперь российские банки смогут сотрудничать с налоговыми властями США. В противном случае для финучреждений с 1 июля будут вводиться штрафы: Соединенные Штаты будут удерживать до 30% с платежей, поступивших на счета банков с их территории.
Подписанный Путиным закон принят Госдумой 20 июня 2014г., а Совет Федерации проголосовал за него 25 июня.
Александр Ратников