Экономисты указывают на желание ЦБ влиять на власти через ставку
«Важно, что промышленность в мае несколько ожила, хотя июнь обороты сбавил. Начали расти инвестиции, что важно, и мы ожидали этого поворота. Но он пока все равно еще недостаточно сильный. И вот эти, я бы сказал, некоторые позитивные симптомы или явления могут быть перечеркнуты или серьезно нивелированы удорожанием кредитов», — сказал Клепач.
В пятницу, 25 июля, ЦБ повысил ключевую процентную ставку на 50 базисных пунктов — до 8%. Это решение стало неожиданностью: согласно консенсус-прогнозу экономистов, ставка должна была остаться неизменной.
«Повышением ставки регулятор, по-видимому, желает оказать воздействие на решения правительства, находящиеся вне его контроля», — указывают главный экономист Владимир Колычев и аналитик Дарья Исакова из «ВТБ Капитала» в своем обзоре. Такой вывод они сделали на основе аргументов ЦБ, которые тот приводит в своем пресс-релизе. Банк России указывает на риск повышения инфляции из-за обсуждаемых изменений в налоговой и тарифной политике. Также ЦБ не нравится повышенная инфляция в сегменте продовольственных товаров. И он беспокоен тем, что возросли инфляционные риски, связанные с усилением геополитической напряженности и его возможным влиянием на динамику курса национальной валюты.
Ни на один из этих факторов ЦБ не в состоянии повлиять, указывает «ВТБ Капитал». «Очевидно, что Банк России является, по сути, лишь «получателем» всех трех упомянутых инфляционных рисков. Поскольку вероятность реализации двух последних находится полностью вне контроля ЦБ, он, по-видимому, поддался искушению направить ясный сигнал тем, кто имеет отношение к первому», — пишут Колычев и Исакова в обзоре.
Повышение ставки и налоговой нагрузки не связаны напрямую, но и то и другое негативно для экономической активности в России. Повышение ставки отразится на стоимости кредитов и уменьшит число заемщиков. Причина в том, что существенную часть новых кредитов банки выдают на деньги ЦБ — он стал основным источником рефинансирования и пополнения ликвидности банковского сектора. Увеличение налогов приведет к снижению рентабельности производства и конкурентоспособности российских товаров, сокращению инвестиционных программ, замедлению индексации зарплат работников и, как следствие, уменьшению покупательской способности.
«Очевидно, что если, несмотря на повышение ставки, правительство примет решение об увеличении налогов, то ответственность за замедление роста экономики будет полностью на нем. Двойного удара — повышения ставки и налогообложения — экономика может не переварить», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Чтобы пополнить госказну, правительство предложило повысить налоги. Минфин выступил с инициативой ввести в России региональный налог с продаж со ставкой 3%, отменить ряд федеральных льгот на региональные налоги, повысить базу для взимания страховых взносов в ФОМС и др. На прошлой неделе газета «Ведомости» со ссылкой на источники в правительстве сообщила, что обсуждается идея повысить НДС до 20%. Кроме того, президент России Владимир Путин в начале июля поручил правительству вместе с РЖД принять решение об индексации тарифов на перевозку грузов в 2015 году.
В середине июля глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что введение налога с продаж в регионах и дополнительная индексация тарифов могут добавить 1,5% к инфляции в 2015 году. Обсуждаемые изменения в налоговой и тарифной политике приведут к ускорению инфляции, отмечает Банк России в своем официальном пресс-релизе.
Повышением ставки ЦБ пытается закрыть для правительства возможность повысить налоги и финансировать за счет этого растущие расходы, полагает Орлова. «Мне кажется, что ЦБ таким образом призывает к контролю над расходной частью бюджета», — говорит она. По ее мнению, именно желанием повлиять на правительство было вызвано повышение ставки. «Текущий инфляционных тренд нельзя назвать угрожающим. Он не ухудшился значительно за последний месяц, зато за это время изменились перспективы инфляции. Это связно с бюджетной дискуссией», — поясняет она.
Банк России своим решением указывает на явную недостаточность координации действий регулятора и правительства, говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. «Для регулятора сохраняется неопределенность: ЦБ не знает, будет ли повышение, например, тарифов. В итоге он повышает ставку. Таким образом, мы можем получить и повышенную ставку, и более высокие тарифы», — говорит Кузьмин. По его мнению, ЦБ показывает, что перешел от слов к делу. «Банк России уже не просто говорит, что ему требуется. Он ужесточает денежно-кредитную политику, что плохо для правительства, которому нужен рост экономики», — поясняет Кузьмин.
Екатерина Метелица