Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Бюджет без Кудрина: толчок к развитию или экономическому краху

Президент Дмитрий Медведев в начале этой недели отправил в отставку вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, бессменно занимавшего этот пост целых 11 лет. Это событие не могло не стать шоком для россиян и иностранных наблюдателей.
Бюджет без Кудрина: толчок к развитию или экономическому краху

Уже назначен исполняющий обязанности министра финансов, им стал один из замов А.Кудрина - Антон Силуанов. И хотя он подтвердил приверженность политике своего предшественника, эксперты не исключают возможности раздувания бюджетных расходов в будущем.

Весной 2012г. это опасение станет еще более актуальным, поскольку после выборов президента в составе правительства может появиться новый министр финансов. Благом или злом станет для экономики увеличение расходов бюджета и насколько правильной была политика А.Кудрина?

Давно назревший конфликт

На первый взгляд, отставка А.Кудрина может показаться внезапным событием. На следующий день после того как стала известна готовящаяся рокировка в тандеме Путин - Медведев, министр высказался о своем нежелании работать в новом правительстве, если его возглавит нынешний президент. А.Кудрин аргументировал свою позицию наличием разногласий с Д.Медведевым, прежде всего в вопросе военных расходов, которые к 2020г. превысят 20 трлн руб. Ранее министр не раз говорил о невозможности финансировать такие большие обязательства, но на личности не переходил.

Тот факт, что заявление было сделано А.Кудриным не в России, а за границей, видимо, еще больше разозлило Д.Медведева. "Такого рода заявления, сделанные в США, выглядят неприличными и не могут быть ничем оправданы. Дисциплину и субординацию никто не отменял. Если, Алексей Леонидович, вы не согласны с курсом президента, есть только один выход, и вы знаете какой: подать в отставку", - обратился президент к министру во время заседания комиссии по модернизации в понедельник. В тот же день был подписан указ об отставке дерзкого министра.

Однако позже оказалось, что уход А.Кудрина был заранее спланирован. После своей отставки он распространил в прессе заявление о том, что его высказывания в США были "продуманными и взвешенными". Более того, министр обсуждал с В.Путиным свое желание покинуть пост в правительстве еще в феврале этого года, однако "тогда отставка была признана нежелательной".

Само же противостояние президента и министра началось гораздо раньше. В 2009г. Д.Медведев заявил, что политикам, которые считают, что "Россия 50 лет не выйдет из кризиса", лучше работать "в другом месте". А между тем именно А.Кудрин делал подобные пессимистичные прогнозы. Как считают некоторые политологи, тогда "защитить" его от нападок со стороны Кремля смогло правительство во главе с В.Путиным.

Былые заслуги

В оценке деятельности А.Кудрина экономисты разделились на два лагеря. Одни говорят, что он был слишком консервативен в бюджетной политике, экономил каждую копейку расходов, не давал экономике дышать. Другие, напротив, уверяют, что именно консервативный подход к расходам и складывание нефтяных сверхдоходов в "кубышку" позволили России пережить кризис 2008-2009гг.

Создание в 2004г. Стабфонда ("кубышки Кудрина") считается одной из главных новаций бессменного министра. В фонд перечислялись доходы государства от налогов на добычу и экспорт нефти при превышении мировой цены на нефть некой пороговой "цены отсечения". В 2008г. Стабфонд был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Правила их пополнения несколько изменились, но основная суть осталась прежней - туда попадали нефтяные сверхдоходы бюджета.

"Кризисное падение экономики (в 2008-2009гг.) было тяжелым, но если бы не фонды, оно было бы еще тяжелее. Мы могли оказаться в очень плохой ситуации - и с точки зрения финансово-бюджетной системы, и банковской системы, и в производстве", - считает экс-председатель Банка России, а ныне председатель набсовета ВТБ Сергей Дубинин. Единственный минус политики А.Кудрина он видит в чрезмерной концентрации доходов и расходов бюджета на федеральном уровне. "Желательно было бы сделать региональные бюджеты более содержательными", - указывает эксперт.

В целом правильной политику А.Кудрина считает и экс-министр экономики, научный руководитель НИУ "Высшая школа экономики" Евгений Ясин. Правда, по его мнению, министр не всегда достаточно жестко удерживал расходы. По данным Минфина, если в 2000г. расходы федерального бюджета составляли 13,7% от валового внутреннего продукта (ВВП), то в 2010г. - уже 22,5% ВВП.

Противники бюджетной политики А.Кудрина полагают, что государство напрасно складывало нефтяные сверхдоходы в копилку, а затем инвестировало их в суверенные облигации других стран, прежде всего США. По их мнению, нужно было направлять все доходы на развитие своей экономики. Экс-глава Центробанка Виктор Геращенко полагает, что "лучше выделять деньги для Фонда поддержки регионов, чем через Резервный фонд финансировать экономику США".

Некоторые эксперты считают, что причиной недостаточной модернизации экономики страны стала как раз бюджетная политика А.Кудрина. Ведь за счет госрасходов можно было бы профинансировать создание инфраструктуры, предоставить дополнительные налоговые льготы и удобный таможенный режим для промышленных предприятий. Более того, именно А.Кудрина многие бизнесмены обвиняют в недостаточном снижении ставки страховых взносов на 2012-2013гг.

Как известно, Д.Медведев предлагал снизить ставку взносов с нынешних 34% до 26%. Вместо этого для основной категории налогоплательщиков общая ставка взносов будет снижена лишь до 30%. При этом к ней добавится так называемый "хвост" - дополнительная ставка в размере 10% на высокие зарплаты (свыше 512 тыс. руб. в год).

Российский экономист, публицист руководитель компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин видит ошибку А.Кудрина в том, что во время кризиса 2008г. Россия не отбросила все монетаристские принципы ради решения проблем экономики, как это сделали США. "Один из своих титулов лучшего министра финансов Алексей Кудрин получил за то, что по итогам осени 2008г. мы были единственной страной, которая не печатала деньги. Печатали все, появился термин "валютные войны" и только мы стояли стеной. В результате мы упали сильнее всех", - указывает М.Хазин. Он полагает, что А.Кудрин покинул свой пост, так как не хочет быть ответственным за состояние бюджета после президентских выборов, понимая, что экономическая ситуация в РФ "будет развиваться плохо".

В свою очередь бывший замминистра финансов, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин отмечает, что увеличению расходов бюджета помешала их низкая эффективность. "Если бы каждый рубль бюджетных расходов приносил 5 руб. ВВП, можно было бы рискнуть и увеличить расходы, чтобы дать толчок развитию экономики. Но реальная ситуация другая. Каждый рубль бюджетных расходов приносит лишь 10 копеек ВВП", - рассуждает он.

Новые назначения

Временная замена А.Кудрину была найдена уже на следующий день после его отставки. И.о. министра финансов стал один из его замов – Антон Силуанов. Экономический блок в правительстве вместо А.Кудрина пока будет курировать первый вице-премьер Игорь Шувалов. Последний, кстати, уже заверил журналистов, что в связи с отставкой А.Кудрина никаких изменений в бюджет вносить не планируется. Как подчеркнул вице-премьер, главные решения по этому вопросу уже приняты "и не стоит ожидать никаких сюрпризов".

Если фигура И.Шувалова известна широкой публике, то фамилия Силуанов для многих обывателей ни о чем не говорит, хотя он и проработал всю свою жизнь в Минфине, где курировал вопросы межбюджетных отношений и расходов на оборону.

Во время первого публичного выступления в качестве и.о. министра финансов А.Силуанов сообщил, что в целом он будет придерживаться бюджетной политики своего предшественника, стараясь снижать риски неисполнения бюджета. Хотя и.о. министра подчеркнул, что расходы бюджета будут произведены в соответствии с решениями тандема, к увеличению обязательств, судя по его словам, Минфин будет относиться осторожно. "Мы не должны увеличивать расходы без соответствующих источников наполнения бюджета", - подчеркнул А.Силуанов. При этом на радость бизнесу и гражданам он пообещал в ближайшее время не повышать налоги. Увеличение налогового бремени, по его словам, является "крайней мерой" пополнения бюджета.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что А.Силуанов - лишь временно исполняющий обязанности министра, на место которого после выборов президента весной 2012г. придет новый человек. Многие экономисты, государственные деятели и политологи в качестве достойных кандидатур на роль главного финансиста страны называют помощника президента Аркадия Дворковича и министра здравоохранения и социального развития Татьяну Голикову. Примечательно, что последняя работала с А.Кудриным в должности его зама в 2002-2007гг. и пользовалась большим уважением руководства и окружающих. В правительстве ее даже называли "королевой бюджета" - она помнила наизусть, казалось, все цифры бюджета.

Перспективы бюджета

Вместе с тем многие эксперты полагают, что в будущем без А.Кудрина будет трудно избежать увеличения расходов бюджета. Ведь он за долгие годы руководства Минфином заработал солидный политический авторитет, без которого невозможно было бы отстаивать цели сбалансированного бюджета.

"Риски раздувания расходов очень большие", - считает Е.Ясин. По его мнению, огромные военные расходы "абсолютно бессмысленны". Последствия же для экономики от чрезмерного увеличения расходов бюджета, по словам Е.Ясина, могут быть плачевными. В течение полутора лет инфляция в стране может подняться до 20%, прогнозирует экономист. "Тогда замрет развитие на целом ряде направлений", - предупреждает он. В качестве примера жертвы инфляции Е.Ясин привел ипотечное кредитование, которое и при нынешних ставках по кредитам практически "стоит на месте".

Менее категоричен в своих оценках перспектив бюджета О.Вьюгин. "Фактически все будет зависеть от позиции В.Путина. Будет ли он ее менять в связи с тем, что нет А.Кудрина как министра финансов, не знаю. В целом риски раздувания расходов увеличились, но я бы не сказал, что это гарантированный сценарий", - рассуждает банкир.

Опасность раздувания расходов бюджета всегда присутствует во всех странах, вне зависимости от того, кто является министром финансов, отмечает С.Дубинин. За примерами далеко ходить не надо. В результате необдуманной бюджетной политики на грани дефолта оказалась Греция с задолженностью в размере 350 млрд евро, или более 140% ВВП страны. Конечно, нам до Афин пока далеко: госдолг России на текущий момент составляет около 10% ВВП и согласно прогнозам Минфина к 2014г. увеличится лишь до 17% ВВП. А вот во время дефолта 1998г. задолженности российской экономики составлял целых 148% ВВП.

России, по мнению С.Дубинина, необходимо заранее подготовить механизм автоматического секвестра расходов бюджета на случай значительного падения цен на нефть. По его оценкам, российский бюджет с учетом возросших расходов не будет сбалансированным (то есть бездефицитным) при ценах на нефть ниже 125 долл. за баррель. "При более дешевой нефти не будет источника финансирования этих расходов", - предостерегает С.Дубинин.

Последний министр финансов в качестве цены сбалансированности бюджета в 2012г. называл 116 долл./барр. А при цене на нефть в 100 долл. в следующем году Минфин планирует дефицит бюджета (то есть превышение расходов над доходами) в размере 1,5% ВВП. Вместе с тем А.Кудрин не исключал, что в течение следующих 3-4 лет цена на нефть может установиться на отметке 60 долл./барр. и будет держаться на этом уровне до полугода. "Для России это станет действительно плохим сценарием развития событий", - предрекал министр.

По его прогнозам, при таких низких ценах на нефть экономика России сможет нормально функционировать лишь в течение года. В своем последнем заявлении А.Кудрин предупреждал, что "бюджетные риски, связанные, прежде всего, с завышенными обязательствами в оборонном секторе и социальной сфере, неминуемо распространились бы на всю национальную экономику".

Насколько правдивыми окажутся пессимистичные прогнозы А.Кудрина, подогреваемые предвыборными расходами, покажет время. Единственный факт, который, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений - серьезная зависимость нашей страны от нефти. Следовательно, судьба бюджета и всей российской экономики, как и прежде, главным образом зависит от цен на черное золото, а не от назначения того или иного министра.

Мария Привалова, РБК

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 28 ноября
EUR ЦБ: 113,09 (+2,6)
Инвестиции, 27 ноя, 18:05
Курс доллара на 28 ноября
USD ЦБ: 108,01 (+2,95)
Инвестиции, 27 ноя, 18:05
Несколько членов команды Трампа получили угрозыПолитика, 00:52
Сирийские боевики начали крупное наступление близ АлеппоПолитика, 00:38
Демократы признали казус с опросами о лидерстве Харрис перед выборамиПолитика, 00:34
В Ленобласти после падения автобуса в кювет пострадали шесть человекОбщество, 00:09
Экс-советник предложил Трампу «купить» Гренландию из-за РоссииПолитика, 00:07
Один из крупнейших франчайзи KFC сменил структуру владельцевБизнес, 00:00
В деле ОПГ из Сочи появилось покушение на спецкора «Новой газеты»Общество, 00:00
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Дилемма Украины, собака Путина и «нормандский формат» в мемуарах МеркельПолитика, 00:00
Диана Арбенина упала в зал на концертеОбщество, 27 ноя, 23:54
Чем известен генерал, выбранный Трампом для урегулирования на УкраинеПолитика, 27 ноя, 23:46
Спикер парламента Грузии заявил, что вступление в ЕС разрушит экономикуПолитика, 27 ноя, 23:38
Онлайн, космос и туризм: семь перспективных отраслей для инвестиций в ОАЭРБК и РЭЦ, 27 ноя, 23:38
О чем Путин и Токаев договорились в АстанеПолитика, 27 ноя, 23:27
Суд сократил наказание фигурантам дела о торговле детьмиОбщество, 27 ноя, 23:22