Москва заплатит консультантам по поликлиникам 230 млн руб.
Три контракта
Заказы дирекции столичного департамента здравоохранения, касающиеся повышения эффективности работы поликлиник и больниц, размещены на сайте госзакупок. Стоимость лотов составляет 49, 44 и 47 млн руб. соответственно. Все задания относятся к реализации программы «Столичное здравоохранение».
В тендерной документации речь идет о разработке методики финансового стимулирования работников, изменении тарифов, внедрении новых систем ведения больных, организации ситуационного центра для мониторинга и анализа информации. Все три заказа подразумевают оперативное исполнение в течение 45 дней с момента заключения контрактов.
Ранее в сентябре департамент здравоохранения уже закупал информационные услуги по сопровождению программы развития здравоохранения на общую сумму около 91 млн руб. Выходит, что в сумме в сентябре департамент разместил заказы на общую сумму почти четверть миллиарда рублей.
Программа «Развитие здравоохранения в городе Москве (Столичное здравоохранение)» стартовала в 2012 году и будет продолжаться до 2020 года. Сейчас реализуется ее первый этап (продлится до конца следующего года). Общий объем финансирования программы должен составить 3,539 млрд руб.
С этой же программой связана оптимизация сети московских медицинских учреждений. Осенью прошлого года стало известно, что в рамках оптимизации городское правительство проводит масштабное сокращение больниц и врачей. За 2014 год в Москве было уволено более 9,5 тыс. медиков. В текущем году сокращения продолжились: из данных федеральной статистики по первому полугодию следует, что численность медицинских работников по сравнению с 2014 годом сократилась в Москве на 16,6 тыс.
Для «оптимизации» московских больниц правительство города также заказывало консультационные услуги. Представитель департамента здравоохранения на вопрос РБК, с чем связаны новые заказы на оказание таких услуг, ответил, что «структурные преобразования» в столичном здравоохранении в целом завершены, но «совершенствование системы московской медицины предполагает реализацию целого комплекса масштабных программ и проектов». Подключить к работе независимых экспертов требовали представители общественности, сообщил он: цель дальнейшей работы — повышение доступности и качества работы поликлиник и эффективности работы сотрудников.
Иностранный консультант
Подключение независимых аналитиков понадобилось для того, чтобы «максимально оперативно реализовать многочисленные предложения москвичей» по улучшению работы столичных поликлиник, говорится в письменном ответе представителя департамента здравоохранения на запрос РБК. Там же уточняется, что консультанты нужны для проведения анализа эффективности проводимых мероприятий.
Такая необходимость не очевидна, возражает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. В одном из лотов речь идет об анализе собранной информации, замечает она. «Надо всего лишь обобщить то, что краудсорсингом собрали со всего населения Москвы. Почему департамент сам не может это сделать и почему это стоит таких денег?» — удивляется эксперт.
В целом заказы выглядят непрозрачными, а некоторые требования департамента явно заточены под иностранные компании, так как предполагают у соискателей наличие международного опыта работы, отмечает Попович. «Это с самого начала отсекает многие российские компании. Но зачем департаменту опыт каких-то внедрений? Самое главное качество — успешный российский опыт», — считает эксперт.
Осенью прошлого года вице-мэр Леонид Печатников подтверждал, что оптимизация московского здравоохранения проводилась на основе исследований экспертных групп, но не уточнял, о каких именно аналитиках идет речь. Большую аналитическую работу для московского правительства проводила международная консалтинговая компания McKinsey&Company, сообщил РБК высокопоставленный сотрудник мэрии и подтвердил источник, близкий к компании. Сотрудничество московских властей с McKinsey не афишируется по политическим соображениям, уточнил источник в мэрии.
Золотые аналитики
Оценить адекватность стоимости работ, указанной в заявках департамента здравоохранения, сложно, учитывая размытые требования, говорит Попович. Но почти одновременно на сайте закупок размещен похожий заказ от Минздрава, отмечает эксперт. Министерство ищет исполнителя на проведение аналитической работы по лекарственному обеспечению. «Это как раз большое исследование с глубоким анализом международного опыта и региональных систем, но его стоимость составляет всего 1,5 миллиона рублей. Почему такая разница?» — удивляется она.
Расчет начальной цены контракта, исходя из документов, размещенных на сайте закупок, опирается на большое число исполнителей: в одном из проектов предполагается участие 308 человек с зарплатой 159 500 руб. в месяц у каждого. Над другим будут работать 276 человек с таким же уровнем оплаты. Третий рассчитан из трудоемкости «295,3 человеко-месяцев» стоимостью 135 200 руб. за единицу.
Заказы департамента здравоохранения вызвали сомнения у экспертов проекта ОНФ «За честные закупки». «Эти услуги весьма объемны, дорогостоящи и при этом очень сжаты по срокам исполнения: за 45 календарных дней должно быть освоено более 140 млн руб. бюджетных средств», — говорит руководитель проекта Антон Гетта. Непонятно, почему в начальную цену контрактов были включены затраты на аренду или амортизацию собственных помещений, техники и мебели, содержание административного персонала, приобретение баз данных, литературы, расходы на связь и даже амортизацию настольных ламп, перечисляет он. В «Честных закупках» после запроса РБК возьмут данные закупки департамента в проработку, пообещал Гетта.
Представитель департамента здравоохранения отмечает, что при размещении закупки была обеспечена максимальная открытость и прозрачность, «были соблюдены все необходимые процедуры, включая экспертизу цены».
В штате департамента есть собственные аналитики, но они заняты другой работой, сообщил представитель департамента.
Весной РБК писал, что правительство Москвы пригласило 50 работников во вновь созданную лабораторию анализа данных при ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы). Каждому аналитику была предложена зарплата от 100 до 150 тыс. руб. в месяц. Конкурсный отбор в результате прошли 28 сотрудников, сообщил представитель департамента здравоохранения. Как следует из информации на сайте лаборатории, осенью ожидается новый набор. В настоящее время группы аналитиков занимаются детальными изучением данных, которые собирает ЕМИАС, в том числе анализом сезонности спроса на медицинские услуги, формированием рейтингов поликлиник, анализом их работы и другим.