Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0

Добавили 144 млрд: как изменился проект бюджета за две недели обсуждений

Проект бюджета на предстоящие три года в пятницу поступил в Госдуму, за две недели обсуждений в правительстве общих расходов добавилось, а президенту дали возможность распределить 225 млрд руб. в 2018–2019 годах
Сотрудник Государственной фельдъегерской службы России во время доставки коробок с документами проекта закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» из Дома правительства РФ в Государственную думу РФ
Сотрудник Государственной фельдъегерской службы России во время доставки коробок с документами проекта закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» из Дома правительства РФ в Государственную думу РФ (Фото: Артем Коротаев/ТАСС)

Правительство 28 октября внесло в Госдуму финальную версию проекта трехлетнего бюджета, который теперь будет правиться только в ходе парламентских чтений. Как уже сообщал РБК, новый бюджет является, с одной стороны, «мобилизационным» (в части доходов), с другой — бюджетом жесткой экономии (в части расходов). Пакет мер бюджетной консолидации примерно на 70% состоит из «оптимизации расходов и повышения их эффективности», тогда как на меры по мобилизации доходов приходится около 30%, оценивает правительство в пояснительной записке к проекту бюджета. Это должно позволить сократить бюджетный дефицит с 3,2% ВВП в 2017 году до 1,2% ВВП в 2019-м.

Доля нефтегазовых доходов, достигшая в прошлом году 44% в общем объеме бюджетных доходов, продолжит снижаться — с 37,4% в 2017 году до 36% в 2019-м. Заложив в бюджет цену нефти $40, правительство не прогнозирует нефтяных сверхдоходов, которые раньше позволяли наполнять Резервный фонд. «Мобилизация» доходов проявилась в таких решениях, как требование направлять на выплату дивидендов не менее 50% прибыли госкомпаний и ФГУПов (483 млрд руб. поступлений в казну в 2017 году), разовое перечисление Банком России дивидендов по акциям Сбербанка (50 млрд руб.) или дополнительные акцизы на табачную продукцию и электронные сигареты. Сэкономит государство на сокращении некоторых социальных обязательств по индексации выплат в 2017 году: заморожен размер материнского капитала, вновь не будут повышены зарплаты госслужащим и военным, а пенсии военных пенсионеров будут проиндексированы только на 4% (меньше, чем гражданским пенсионерам).

За две недели, прошедшие с 12 октября, когда Минфин опубликовал проект бюджета, до внесения его в Думу, проект претерпел изменения. В целом по сравнению с первоначальной версией расходы на три года увеличились на 144 млрд руб., из которых 59,6 млрд приходится на 2017 год. Прогнозные дефициты в 2017–2019 годах поменялись незначительно, то есть разработчики просто «подкрутили» доходы сообразно слегка возросшим ассигнованиям.

По сравнению с первоначальной версией бюджет 2017 года стал чуть более открытым: закрытая часть (секретные и совершенно секретные ассигнования) сокращена на 100 млрд руб., до 2,77 трлн (17% общих расходов). По итогам 2016 года доля секретных расходов достигнет рекордных в российской истории 22,3%. Секретность 2017 года связана не только с оборонными расходами, включая основные показатели гособоронзаказа, но и с программой государственных финансовых и экспортных кредитов иностранным заемщикам — она тоже засекречена.

В разрезе функциональных направлений самые заметные изменения в ассигнованиях по сравнению с исходной версией Минфина произошли в разделах «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Но если в первом и втором разделах добавилось соответственно 35 млрд и 26 млрд руб., то направление «Национальная безопасность», напротив, уменьшилось на 25 млрд руб. А в 2018–2019 годах на национальную безопасность будет выделено на 230 млрд руб. меньше, чем предполагал исходный вариант бюджетного проекта, опубликованный Минфином 12 октября.

Другое изменение — федеральное правительство собирается выдать регионам в 2017 году только 100 млрд руб. бюджетных кредитов вместо ранее планировавшихся 200 млрд руб. и по сравнению с 310 млрд руб. в 2016 году. Вместе с тем в составе Резервного фонда президента России дополнительно предусмотрено 10 млрд руб. в 2017 году на «непредвиденные расходы <…> для оказания однократной финансовой помощи бюджетам субъектам Российской Федерации», следует из пояснительной записки.

Закон о бюджете предусматривает в 2017 году как минимум 285 млрд руб. зарезервированных бюджетных ассигнований — это те расходы, которые можно перераспределять в рамках указанных в законе направлений без поправок в закон о бюджете. В бюджет 2017–2019 годов включено 16 оснований для такого перераспределения. В том числе около 96 млрд руб. зарезервировано на «совершенствование системы материальной мотивации государственных гражданских служащих», иными словами, на премии чиновникам в соответствии с одним из майских указов президента. 28,6 млрд руб. плюс секретная часть зарезервированы на решения президента и правительства «по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследования и использования космического пространства, правоохранительной деятельности, развития оборонно-промышленного комплекса и мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия». По 100 млрд руб. ежегодно зарезервированы на общеэкономические вопросы по разделу «Национальная экономика» для отдельных решений правительства. Как отмечается в пояснительной записке, 100 млрд руб. на 2017 год будут распределены по соответствующим приоритетным проектам в ходе второго чтения бюджета в Госдуме. В частности, на приоритетный проект поддержки малого бизнеса предусмотрено 14,6 млрд руб. из правительственного резерва, на проект «Образование» — 26,6 млрд.

Аналогичный резерв на общую сумму 225 млрд руб. предусмотрен и для отдельных президентских решений в области национальной экономики, но только в 2018 и 2019 годах. В 2016 году в бюджете был сформирован президентский резерв на 342 млрд руб. из замороженных пенсионных накоплений. На следующий год пенсионные накопления опять заморожены, это 408 млрд руб., следует из финансово-экономического обоснования к соответствующему законопроекту. Как они будут использованы, из закона о бюджете и материалов к нему не ясно, но общая открытая часть зарезервированных средств на 2017 год составляет лишь 285 млрд руб. (в этом году — 765 млрд). Получается, что часть замороженных пенсионных накоплений может быть использована по секретным направлениям.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 25 декабря
EUR ЦБ: 92,47 (-0,34)
Инвестиции, 17:37
Курс доллара на 25 декабря
USD ЦБ: 78,44 (-0,15)
Инвестиции, 17:37
Песков в ответ на статью Bloomberg напомнил о закрытом режиме переговоров Политика, 20:14
Как BSS становится драйвером роста выручки в телекоме Отрасли, 20:13
Почему ручная работа снова в цене: пример российского бренда Pars Стиль, 20:13
Российский клуб пожаловался в FIBA на cбежавшего в США баскетболиста Спорт, 20:11
Число сбитых на подлете к Москве дронов за сутки достигло 15 Политика, 20:10
Как выстраивать системный маркетинг в эпоху цифровых метрополий Отрасли, 20:09
Как трансформируется IT-ландшафт российского бизнеса Отрасли, 20:09
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
В России признали нежелательной отслеживающую поставки нефти B4Ukraine Политика, 20:02
Morgan Stanley предрек три сюрприза для рынка акций в 2026 году Инвестиции, 19:57
Зачем бизнесу страховка от цифровых рисков 19:51
Как экономика впечатлений меняет Москву Отрасли, 19:46
Устойчивый ретейл: как операционные решения создают долгосрочную ценность Отрасли, 19:43
Титов усомнился, что Россия вернется к системе SWIFT Политика, 19:37
Euronews назвало решение ЕС по кредиту Киеву «холодным душем» для Мерца Политика, 19:33